Концепция воспитательной работы в высших учебных заведениях.
В настоящее время, очевидно, что рассмотрение воспитания с точки зрения его функций неизбежно затрагивает и его содержание. Воспитание - неотъемлемая часть образовательного процесса, имеющая существенную специфику. Оно должно быть, направлено на реализацию двух взаимосвязанных целей - обеспечение социализации человека и поддержку процесса индивидуализации личности.
Возрождение и развитие воспитательной системы вузов с акцентом на конкретную личность будущего специалиста и на воспитательный потенциал внешней среды является важнейшим способом выживания вуза в современных условиях. Это свидетельствует о том, что воспитание - важнейшая функция системы высшего образования.
Необходимо не просто поднимать и решать вопрос о постановке или возрождении воспитательной системы в вузе, но именно о высокой культуре постановки воспитания студентов в вузе.
Важнейшей задачей в новых условиях является создание системы студенческого самоуправления в вузах. Это система должна в полной мере отвечать демократическим традициям российской высшей школы и распространяться на все виды студенческой жизни - от интеллектуальной, творческой до бытовой.
В 1997 году была разработана концепция воспитательной работы со студентами вузов России. 6 февраля 1997 года Российский союз ректоров принял по докладу ректора Санкт-Петербургского государственного университета Л. А. Вербицкой «Высшее образование и воспитание молодёжи» постановление, в котором записано: «Основополагающие принципы проводимой реформы высшей школы, достигнутые в ходе её осуществления результаты, а также опыт, накопленный непосредственно в учебных заведениях и субъектах Федерации, показывают, что в современных условиях воспитание молодёжи должно строиться на базе фундаментальных духовно-нравственных ценностей, играющих непреходящую роль в развитии личности и общества. Это может и должно позволить системе высшего образования и её воспитанникам- специалистам . внести свой самобытный вклад в преодоление духовного кризиса в обществе, достижение гражданского согласия и создания предпосылок для процветания сильной демократической России». 1
Концепция воспитательной работы со студентами вузов России предполагает:
1. Важнейшими задачами высшей школы на современном этапе считать улучшение воспитательной работы среди студентов, увеличение вклада высшей школы в воспитание других категорий молодёжи и повышение воспитательного потенциала системы образования в целом.
2. Рекомендовать ректорам высших учебных заведений организовать разъяснение новых задач воспитания среди профессорско-преподавательского состава, акцентируя внимание на следующих основных направлениях воспитания:
[1] Лисовский В. Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодёжи России. - СП б. - 2000. - с. 488.
· отношение к обществу: гражданское воспитание в собственном смысле слова, ориентированное на формирование социальных качеств личности - гражданственности, уважения к закону, социальной активности, ответственности, профессиональной этике;
· публичные человеческие отношения: воспитание человечности как гражданско-правовой и нравственной позиции - уважение прав и свобод личности, гуманности и порядочности;
· отношение к культуре: приобщение к культурным ценностям и достижениям, воспитание духовности, национальной самобытности, восприятия красоты и гармонии;
· отношение к профессии: освоение профессиональной этики, понимание общественной миссии своей профессии, формирование ответственности за уровень своих профессиональных знаний и качество труда, выработка сознательного отношения к последствиям своей профессиональной деятельности и принципиальных решений в ходе её осуществления - социальных, экономических и нравственных;
· личные отношения (семья, дети, друзья): нравственное семейное воспитание - формирование совести, чести, добродетелей.
3. Предусмотреть обобщение и распространение лучшего опыта воспитательной работы вузов, проведение конкурсов, конференций и семинаров, выполнение исследовательских проектов и содействие социально-педагогическим экспериментам.
4. Осознавать особую ответственность высшей школы за интеллектуальную и нравственную атмосферу в обществе.