Содержание и задачи внеучебной воспитательной работы в вузе
Реформа российской высшей школы выдвинула решение прежде всего глобальных проблем, таких, как изменения организации и содержания образования, создание необходимой базы для развития фундаментальных наук и глубокого овладения студентами специальными знаниями. Главное место в реформаторской деятельности учреждений высшего образования, профессорско-преподавательских коллективов вузов занимает учебный процесс, его научная, методическая и материальная основа. И это оправдано.
Неразрывность учебно-воспитательного процесса в высших учебных заведениях в большей степени стала пониматься, как умение преподавателя оказывать воспитательное воздействие на студентов во время занятий. Воспитание личности студента сузилось и стало определяться количеством лекционных и лабораторных часов в учебном расписании. Участие же молодых людей в научной, исследовательской, общественной и других видах творческой деятельности как бы перестало быть общественно необходимым.
Психолого-педагогические аспекты формирования личности студента сегодня редко фигурируют в вузовских программных документах. Нередко высказывается совершенно необоснованное мнение о том, что вуз не должен заниматься воспитанием студентов, что единственная задача преподавателя - обучать.
Ошибочность этого положения многократно опровергает история высшей школы не только нашего государства, но и зарубежных стран. Существует достаточно убедительных примеров, подтверждающих, что именно в вузе формируется научный и общественно-политический потенциал. В этом смысле высшие учебные заведения выполняют своеобразный государственный заказ, восполняют потребности общества в подготовке общественных и политических деятелей.
Именно в вузе, пройдя школу общественных организаций, объединений, творческих коллективов студент приобретает твёрдые жизненные ориентиры, организаторские навыки, личностные качества, необходимые специалисту, руководителю, общественному деятелю. Отсюда следует, что наряду с решением задач учебного процесса вуз обязан создавать условия для саморазвития и самоутверждения личности, совершенствования способностей студента, становления его гражданского самосознания. Для этого вуз должен выстроить систему внеучебной воспитательной работы. Главной целью воспитательной работы в вузе должно стать создание педагогически воспитывающей среды, способствующей формированию активного отношения личности к избранной профессии.
Важнейшим звеном в системе внеучебной воспитательной работы является деятельность деканатов по формированию органов студенческого самоуправления, проведению факультетских мероприятий, праздников, конкурсов и координация работы кафедр по адаптации первоклассников, проведению «Недели первокурсника» на факультетах, ознакомление их с историей факультета, вуза, правовым и социальным статусом студента, элементарными сведениями об организации учебной деятельности, культуре умственного труда, изучению бюджета времени студентов.
Руководство всей этой работой на факультетах осуществляет заместитель декана по воспитательной работе в соответствии с Положением о его должностных обязанностях.
Второе звено системы - работа Совета по внеучебной работе и отдела по внеучебной работе со студентами по реализации системы общевузовских мероприятий, формирующих у студентов представление о престижности, выбранной ими профессии, престиже вуза, развитию корпоративного чувства. К числу этих мероприятий относится проведение торжественных ритуалов - Посвящение в студенты, Дня Знаний, Дня рождения вуза, Татьянина дня, конкурсов, праздников прощания с выпускниками.
Третьим важным звеном в вузовской системе воспитательной работы должна стать работа спортклуба по формированию у студентов потребности в занятиях физической культурой и спортом, разработка системы физкультурно-оздоровительных мероприятий, организация и проведение спортивных соревнований, пропаганда здорового образа жизни.
Четвёртое звено - организация студенческого быта и досуга в общежитиях вуза, организация работы студсоветов общежитий, их взаимодействие. Цель этой работы - формирование понятий культуры быта. Руководство этим видом внеучебной деятельности возлагается на воспитателей-методистов общежитий, введение должностей которых обусловлено объективной необходимостью в оказании помощи студентам в организации досуга и быта в специфических условиях и формах, которым присущ «домашний» характер, а также необходимость разрешения психологических, межличностных конфликтов.