Педагогически воспитывающая среда в общежитии.
Определяющим воспитательным фактором в общежитии является наличие благотворно влияющей среды, прежде всего, благоприятная психологическая атмосфера, то есть педагогически воспитывающая среда. Примером тому может служить создание студенческих городков в известных вузах США, Англии, Австрии, Германии, Франции, Испании, Дании. Широкая сеть бытовых, досуговых, развлекательно-познавательных учреждений, студенческие кафе, клубы и салоны, спортивные залы и площадки, наличие в государственных и частных высших учебных заведениях штатных сотрудников, занимающихся социальными проблемами студенчества, благоустроенных малоэтажных общежитий, способствуют возникновению атмосферы доброжелательности, духовной близости между людьми, дают возможность самостоятельного выбора формы отдыха, творческого применения собственных сил.
Как отмечают А. Бартоломей, М. Немировский, А. Новикова, студенческие общежития за рубежом давно стали местом, где «самые неожиданные, самые необычные идеи молодых встречают пониманием, обретают жизнь»1. Нередко аспирантам, молодым преподавателям вменяется в обязанность проживание в студенческом общежитии в качестве воспитателя, наставника, что служит определяющим условием в их дальнейшей деятельности.
1 Бартоломей А., Немировский М., Новикова А. Внеучебное время - воспитанию студентов // Высшее образование в России. - 1995. - № 1. - с. 41.
Существуют определённые критерии, исходя из которых можно судить о сформированности педагогически воспитывающей среды:
1. Степень стабильности и чёткости работы всех звеньев системы воспитательной работы в общежитии.
2. Массовость участия студентов в различного рода мероприятиях, проводимых в общежитии.
3. Качество участия, результативность участников конкурсов, фестивалей, соревнований, конференций.
4. Присутствие постоянной и живой инициативы студентов, их самостоятельный поиск новых форм внеучебной работы.
5. Уровень их притязаний к качеству проведения культурно-досуговых, спортивно-оздоровительных мероприятий, конференций.
6. Стремление студентов реализовать себя в дальнейшем именно в профессиональной деятельности по основной или дополнительной специальности.
7. Отсутствие правонарушений среди студентов, проживающих в общежитии.
Одной из важнейших задач педагогически воспитывающей среды общежития является формирование у студентов чувства ответственности. Воспитание данного чувства особенно актуально сегодня, когда имеет место ухудшение экономического положения российской высшей школы, удорожание процесса обучения молодёжи, возрастание стоимости материального оборудования, коммунальных услуг, используемых вузами. Внимание к данному свойству особенно актуально в условиях проживания студента в общежитии, где он ежедневно эксплуатирует вузовское оборудование: сантехническое, кухонное, электрическое, лифтовое, радиотелевизионное, телефонное, мебель и т. д.
В этом отношении показательны результаты исследования, проведённого В. В. Бовкуном, по проблеме использования жилого и вспомогательного фондов студентами в общежитии Российского университета дружбы народов.1
Исследование показало, что в среде студентов, проживающих в общежитии, налицо целый комплекс факторов, свидетельствующих, с одной стороны, о наличии в реальности чувства ответственности у многих молодых людей, с другой стороны, о предрасположенности их к восприятию данного свойства в потенциале.