Выдающийся советский психолог и педагог П.П. Блонский
В 1935 г. вышел в свет его труд «Очерки детской сексуальности». В советской педагогической и психологической литературе это была первая большая работа по вопросам полового развития и воспитания. Она была направлена в первую очередь против фрейдистской теории. Автор подчеркивал связь между фрейдизмом и его интересом к самым темным областям душевной жизни, к мистицизму и отмечал буржуазное увлечение фрейдизмом и половую распущенность в Западной Европе и США. В его исследовании получили научную интерпретацию такие вопросы, как сексуальные переживания мальчиков и девочек разных возрастов, влияние этих переживаний на половую жизнь в зрелом возрасте. Заслуживают внимания его высказывания об организации полового воспитания, в котором, по его мнению, огромную роль играют среда, контроль и просветительская работа. Половое созревание, как полагал П.П.Блонский, является существенным, но не основным фактором развития. «Если младший школьный возраст,- отмечал он,- характеризуется большой подвижностью, то подростка в первую очередь характеризует интенсивнейший рост его сил. Он все ближе и ближе подходит к тому, чтобы сделаться полноценным работником, каковым и делается в юношеском возрасте».
Параллельно физическому идет интеллектуальное и общественное созревание подростков, подчеркивал П.П.Блонский. Подросток рассматривает явления человеческой жизни не столько с узкобытовой точки зрения, сколько с широкой общественной. У него возникает множество общественно-политических вопросов, но решать их он не умеет. Ученый считал особенно важным, чтобы подросток получал правильное освещение их не только в общении с учителями, но и путем чтения политической литературы. Этот возраст он называл возрастом «политической деятельности» и находил большую разницу между советским подростком и подростком капиталистических стран. По его словам, на Западе большинство подростков растут в условиях нужды, безработицы, эксплуатации, одуряющей классовое сознание учебы. У нас подросток развивается в новых общественных условиях и отношениях, он получает коммунистические установки, приобретает диалектико-материалистическое понимание природы и общественных отношений.
П.П.Блонский уделял большое внимание целям воспитания. В большинстве работ, написанных в советское время, он с марксистских позиций освещал эту проблему, настойчиво подчеркивал роль общества, коллектива, труда в воспитании всесторонне развитых людей.
Являясь одним из организаторов и теоретиков новой, социалистической школы, П.П.Блонский указывал, что «не профессиональная школа», специализирующая подростка в определенной фиксированной профессии, но политическая, дающая всестороннее научно-индустриальное образование, является современной школой. И такое учебное заведение гарантирует своим воспитанникам в качестве конечного результата равное приобщение к миру современной культуры».
Единая политическая школа, соединяя знания с действием и образование с умением, является школой воли и интеллекта, воспитательницей характера, образовательницей мышления ребенка. Большую роль в ней играет индустрия, которая по словам Блонского, давая социальное образование, дает и нужный синтез знания и действия. Педагог-марксист подчеркивал роль техники и индустрии в развитии общества.
В борьбе за новую школу П.П.Блонский находился на тех же позициях, на которых стояли Н.К.Крупская, А.В.Луначарский, М.Н.Покровский. Вместе с ними он отстаивал идею трудовой, политехнической и общеобразовательной школы, идею объединения обучения с производительным трудом на политехнической и общеобразовательной школы, идею объединения с производительным трудом на политехнической основе.
П.П.Блонский проделал большую работу по освобождению школьных учебных программ от словесно-догматических и религиозно-нравственных предметов, которые доминировали в старой школе. В содержании школьного образования он отводил важное место наукам о природе и обществе, формирующим материалистическое мировоззрение, стремился подойти к каждой дисциплине с точки зрения того, какую роль она играет в подготовке учащихся к трудовой жизни.