Введение
Объектом
исследования является игра в учебном процессе младших школьников.
Предметом
исследования выступает процесс развития познавательной и учебной мотивации под влиянием комплексов деятельности, имеющих характер игровой функции.
Цель
исследования состоит в раскрытии самого механизма стимулирующего влияния игровой деятельности, а также в выявлении его роли на освоение предметов и в формировании мотивации учения младших школьников. Кроме того, целью исследования является разработка методов использования наиболее практичных и универсальных игр.
Исходя из этого, можно сформулировать следующую гипотезу:
развитие учебной и познавательной мотивации, формирование психики, мышления и самосознания младших школьников методом использования игры даст наиболее продуктивный эффект при применении:
· наиболее адекватных игр с учетом возрастных, психологических, половых и национальных (актуально в многонациональных регионах) специфик детей младшего школьного возраста;
· систематического использования игровых приемов и способов в образовательном процессе;
· дуалистического подхода: сочетания и синтеза игры с обучением.
Для проверки выдвинутой гипотезы были поставлены следующие задачиисследования:
· изучение теоретических положений самой теории игры;
· проведение характеристики современного состояния применения игровой деятельности в развитии детей младшего школьного возраста и их обобщение;
· определение требований к играм в зависимости от особенностей детей;
· разработка методов использования игр.
Методологической
основой исследования являются изучение, анализ и дальнейшее обобщение достижений психологической и педагогической наук из различных литератур (учебные, монографические, периодические, методологические, статистические и пр.). Также беседа, наблюдение и анкетирование.
Научна новизна и теоретическая значимость
исследования состоят в том, что на основании изученного материала и проведенного исследования выработан наиболее аргументированный и экспериментально апробированный вариант использования игры с учетом местных особенностей и специфик.
Практическая значимость
исследования, несомненно, заключается в дальнейшем использовании его результатов и рекомендаций учителями начальных классов в учебно-воспитательной работе.