Методика создания и воплощения игровых программ

• Психолого-педагогический замы­сел игры должен быть согласован с возрастными и индивидуально-типи­ческими особенностями и возможнос­тями развития младших школьников.

• Следует оценить соответствие общего замысла игры нормирующим ее правилам и непосредственному содержанию,

• С позиций безопасности и целесо­образности должны быть проанализи­рованы обстановка и оборудование, необходимые для проведения игры, ее длительность, степень участия и ак­тивности в ней взрослого.

• Требуется продуманность спосо­бов введения детей в ситуацию игры и выхода из нее.

• Анализу подлежат ход игры в це­лом и его поэтапная разбивка, меры педагогического влияния на игровое состояние и поведение детей, соотно­шение в ходе игры их интеллектуаль­ной и физической нагрузки и способы ее регулирования.

• Должны быть заранее продуманы способы оценки результатов игры и определения ее победителя (победи­телей).

Эти же критерии являются основой для модификации игры или дизайна новых - так называемых авторских - игр. Необходимость в модификации (новой методической инструментовке) той или иной предполагаемой к прове­дению игры обычно возникает в слу­чае частичного несоответствия ее содержания, правил, игрового материа­ла и других составляющих текущим педагогическим задачам, возрастным или индивидуально-типологическим особенностям детей. Усложняя или об­легчая содержание игры, изменяя форму ее проведения и степень собст­венного участия в ней, педагог тем самым заставляет игру «работать» как на зону актуального, так и на зону бли­жайшего детского развития. Дизайн же новых игр требуется педагогам тог­да, когда в их арсенале для реализа­ции того или иного замысла нет нужных игр.

При планировании целостных игро­вых программ нужно взвесить и то, в какой последовательности и аран­жировке входящие в нее игры могут быть предложены детям. Возможно, анализ предварительно подобранных педагогом игр выявит некоторое их однообразие, однотипность, и тогда именно от его методической грамотно­сти и творчества будет зависеть нали­чие или отсутствие интереса учеников к конкретной игре и к игровой про­грамме в целом.

При намерении использовать в ра­боте не одну, а несколько игровых про­грамм необходимо продумать способы их согласования и/или возможные точки пересечения, выбрав, с опорой на целевые и пространственно-вре­менные характеристики программ, из всех возможных вариантов наиболее рациональные. Например, реализация программы, ориентированной на опти­мизацию двигательной активности учеников, обычно имеет весьма дли­тельную перспективу (практически все годы начального обучения) и может быть начата с первых дней пребывания детей в школе. Кроме того, на это же время может быть запланирована иг­ровая программа краткосрочной пер­спективы, которая адаптирует детей к новым режиму и условиям жизнедея­тельности, а также программа средней (или длительной - в зависимости от потребностей и возможностей учени­ков) перспективы, способствующая формированию общеучебных интел­лектуальных умений. По мере того как игровая программа достигает постав­ленной цели, необходимость в ней отпадет, и она может быть заменена иной, столь же четко спланированной и согласованной с другими игровой программой.

Однако использование целостных игровых программ вовсе не означает отказа от применении отдельных игр для решения тех или иных частных обучающих, воспитательных или развивающих (коррекционно-развивающих) задач. Присутствие игры пак средства первоначальной организации учебного процесса, метода и приема обучения и воспитания, формы организации других видов детской деятельности, средства профилактики и коррекции тех или иных трудностей в детском развитии правомерно и необходимо в педагогическом процессе начальной школы.

На уроке игра позволяет младшему школьнику испытать радость умственного напряжения и преодоления интеллектуальных трудностей, кото­рые сопряжены с решением учебных задач. Использование игровых методов в обучении позволяет формиро­вать у детей такие необходимые для становления учебной деятельности качества, как общее положительное отношение к школе и учебному предмету, желание постоянно расширять свои возможности и способности, «строить» себя в сотворчестве с учителем и одноклассниками, осознание способов, направленных на расшире­ние своих возможностей (учебных действий), и в том числе - способом самоконтроля и самооценки.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>