Познавательный интерес как важный компонент внутренней      мотивации      школьника к учению.

Важное место в комплексе воспитательных задач обучения математике

занимает проблема формирования познавательного интереса. Познавательный интерес-это одно из личностных качеств школьника, черта его характера, проявляющаяся в пытливости, любознательности, активности. Интерес может быть избирательным по отношению к тому

или иному учебному предмету.

Каждый вид деятельности учащихся в учебном процессе при соответствующей организации обучения служит достижению тех или иных целей образования. В любой учебной деятельности существуют цели, мотивы, побуждающие к деятельности, и способы её выполнения на

том или ином уровне.

А.К.Маркова различает две большие группы мотивов учения:

познавательные ( широкие познавательные, учебно-познавательные, мотивы самообразования) и социальные(широкие и узкие или позицион-

ные, мотивы социального сотрудничества). Каждая группа обладает опре

делёнными характеристиками(содержательными и динамическими), сочетается и с другими побуждениями и потребностями в учебной

деятельности учащихся.

Конкретными мотивами учебной деятельности

школьника могут быть: интерес, стремление к поощрению, страх наказания за неуспех и др. Но центральную роль в учебной деятельности играет учебно-познава –

тельный интерес,который в отличие от других возможных мотивов только и может обеспечить протекание полноценной учебной деятельности. Познавательный интерес как психологическая категория есть форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая более полной ориентировке, глубокому ознакомлению с новыми фактами и в конечном счёте успешности обучения.

Уровни сформированности учебно-познавательного интереса

Уровень Диагностические признаки

I Интерес почти не обнаруживается(за исключением реакции на яркий и

Отсутствие занимательный материал), безразличное или отрицательное отношение

интереса к решению любых учебных задач

II Положительная реакция только на новый материал, касающийся конкрет

ных фактов. Участие в выполнении заданий, связанных с новым фактом,

Реакции на возникающие вопросы. Кратковременная и неустойчивая активность

новизну

III Положительная реакция на новый теоретический материал, частые вопро

сы. Участие в выполнении заданий, интерес к ним кратковременный

Любопытство

I V Интерес к способу решения новой частной единичной задачи, участие в её

Ситуативный решении. Попытки самостоятельно найти способ решения задачи и довести

учебный интерес её до конца. Исчерпывание интереса после решения задачи

V Интерес к общему способу решения целой системы задач в пределах изуча-

Устойчивый емого материала. Охотное включение в процесс решения учебных задач.

Длительная и устойчивая учебная деятельность, участие в поиске новых при

учебно-познава- менений найденного способа решения

тельный интерес

VI Ориентация на общие способы решения систем независимо от внешних

Обобщённый требований, выходит за рамки изучаемого материала.

учебно-познава - Постоянное проявление интереса и творческого отношения к общему спо-

тельный интерес собу решения задач, стремление получить дополнительные сведения,

мотивированная избирательность интереса

Второй,третий и четвёртый

уровни познавательного интереса характерны

для младших школьников, у которых он неустойчивый, непосредствен-

ный, вращается вокруг узкоконкретного содержания его жизни. Пятый

уровень определяется в подростковом возрасте, познавательный интерес

становится осознанным, начинает определяться самим содержанием знаний и приобретать избирательность. Шестойуровень характерен для

старшеклассников, которых интересуют способы деятельности, типичные

для того или иного предмета, необходимого им в будущей профессии.

Активизировать деятельность учащихся по овладению математическими

знаниями можно путём умелого применения занимательных задач, игр с

математическим содержанием. Занимательная задача- это та, которая

вызывает у учащихся непроизвольный интерес, являющийся следствием

необычайности сюжет задачи, необычности формы её подачи. Решение

таких задач вызывает у учащихся внутренний положительный отклик,

развивает их любознательность. Занимательность характеризуется

новизной, необычностью, неожиданностью, несоответствием прежним представлениям.

Задача, казалось бы очень простая:

Играя, учить и учиться, играя…

А так ли уж проста?

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>