Познавательный интерес как важный компонент внутренней мотивации школьника к учению.
Важное место в комплексе воспитательных задач обучения математике
занимает проблема формирования познавательного интереса. Познавательный интерес-это одно из личностных качеств школьника, черта его характера, проявляющаяся в пытливости, любознательности, активности. Интерес может быть избирательным по отношению к тому
или иному учебному предмету.
Каждый вид деятельности учащихся в учебном процессе при соответствующей организации обучения служит достижению тех или иных целей образования. В любой учебной деятельности существуют цели, мотивы, побуждающие к деятельности, и способы её выполнения на
том или ином уровне.
А.К.Маркова различает две большие группы мотивов учения:
познавательные ( широкие познавательные, учебно-познавательные, мотивы самообразования) и социальные(широкие и узкие или позицион-
ные, мотивы социального сотрудничества). Каждая группа обладает опре
делёнными характеристиками(содержательными и динамическими), сочетается и с другими побуждениями и потребностями в учебной
деятельности учащихся.
Конкретными мотивами учебной деятельности
школьника могут быть: интерес, стремление к поощрению, страх наказания за неуспех и др. Но центральную роль в учебной деятельности играет учебно-познава –
тельный интерес,который в отличие от других возможных мотивов только и может обеспечить протекание полноценной учебной деятельности. Познавательный интерес как психологическая категория есть форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая более полной ориентировке, глубокому ознакомлению с новыми фактами и в конечном счёте успешности обучения.
Уровни сформированности учебно-познавательного интереса
Уровень Диагностические признаки
I Интерес почти не обнаруживается(за исключением реакции на яркий и
Отсутствие занимательный материал), безразличное или отрицательное отношение
интереса к решению любых учебных задач
II Положительная реакция только на новый материал, касающийся конкрет
ных фактов. Участие в выполнении заданий, связанных с новым фактом,
Реакции на возникающие вопросы. Кратковременная и неустойчивая активность
новизну
III Положительная реакция на новый теоретический материал, частые вопро
сы. Участие в выполнении заданий, интерес к ним кратковременный
Любопытство
I V Интерес к способу решения новой частной единичной задачи, участие в её
Ситуативный решении. Попытки самостоятельно найти способ решения задачи и довести
учебный интерес её до конца. Исчерпывание интереса после решения задачи
V Интерес к общему способу решения целой системы задач в пределах изуча-
Устойчивый емого материала. Охотное включение в процесс решения учебных задач.
Длительная и устойчивая учебная деятельность, участие в поиске новых при
учебно-познава- менений найденного способа решения
тельный интерес
VI Ориентация на общие способы решения систем независимо от внешних
Обобщённый требований, выходит за рамки изучаемого материала.
учебно-познава - Постоянное проявление интереса и творческого отношения к общему спо-
тельный интерес собу решения задач, стремление получить дополнительные сведения,
мотивированная избирательность интереса
Второй,третий и четвёртый
уровни познавательного интереса характерны
для младших школьников, у которых он неустойчивый, непосредствен-
ный, вращается вокруг узкоконкретного содержания его жизни. Пятый
уровень определяется в подростковом возрасте, познавательный интерес
становится осознанным, начинает определяться самим содержанием знаний и приобретать избирательность. Шестойуровень характерен для
старшеклассников, которых интересуют способы деятельности, типичные
для того или иного предмета, необходимого им в будущей профессии.
Активизировать деятельность учащихся по овладению математическими
знаниями можно путём умелого применения занимательных задач, игр с
математическим содержанием. Занимательная задача- это та, которая
вызывает у учащихся непроизвольный интерес, являющийся следствием
необычайности сюжет задачи, необычности формы её подачи. Решение
таких задач вызывает у учащихся внутренний положительный отклик,
развивает их любознательность. Занимательность характеризуется
новизной, необычностью, неожиданностью, несоответствием прежним представлениям.
Задача, казалось бы очень простая:
Играя, учить и учиться, играя…
А так ли уж проста?