Технология обучения математике с применением дидактических игр
10. Игру нужно закончить на данном уроке, получить результат. Только в этом случае она сыграет положительную роль.
Выше ( с.8 моего творческого отчёта) приводилась типология учебных игр, где упоминались деловая и ролевая игра по словам Д.Б. Эльконина. Продолжу о деловой игре на уроках математики
В деловых играх на основе игрового замысла моделируются жизненные ситуации и отношения. В рамках уроков применяются учебные деловые игры. Их отличительными свойствами являются:
- моделирование приближённых к реальной жизни ситуаций;
- поэтапное развитие игры, в результате чего выполнение предыду
щего этапа влияет на ход следующего;
- наличие конфликтных ситуаций;
- обязательная совместная деятельность участников игры, выполняя-
ющих предусмотренные сценарием роли;
- использовапние описания объекта игрового имитационного моде-
лирования;
- контроль игрового времени;
- элементы состязательности;
- правила системы оценок хода и результатов игры.
Возможный вариант структуры деловой игры на уроке математики может быть таким:
- знакомство с реальной ситуацией;
- построение её имитационной модели;
- постановка главной задачи командам(бригадам, группам), уточне-
ние их роли в игре;
- создание игровой проблемной ситуации;
- вычисление необходимого для решения проблемы теоретического
материала;
- разрешение проблемы;
- обсуждение и проверка полученных результатов;
- коррекция;
- реализация принятого решения;
- анализ итогов работы(рефлексия);
- оценка результатов работы.
Тесным образом деловая игра связана с ролевой игрой. Специфика ролевой игры, в отличие от деловой, характеризуется более ограниченным набором структурных компонентов, основу которых составляют целенаправленные действия учащихся в моделируемой жизненной ситуации в соответствии с сюжетом игры и распределёнными ролями.
Уроки – ролевые игры можно разделить по мере возрастания их сложности на три группы:
1) имитационные, направленные на имитацию определённого профессионального действия;
2) ситуационные, связанные с решением какой-либо узкой конкретной проблемы - игровой ситуации;
3) условные, посвящённые разрешению, например, учебных или
производственных конфликтов и т.д.
Формы проведения ролевых игр могут быть самыми разными: это и воображаемые путешествия, и дискуссии на основе распределения ролей, и пресс-конференции, и уроки-суды и т.д.
Методика разработки и проведения ролевых игр состоит из этапов: подготовительного, игрового, заключительного и этапа анализа результатов игры.
На первом этапе рассматриваются организационные вопросы: распределение ролей; выбор жюри или экспертной группы; формирование игровых групп; ознакомление с обязанностями.
Предваряющие: знакомство с темой, проблемой; ознакомление с заданиями; сбор материала, анализ его; изготовление наглядных пособий, консультации.
Игровой этап характеризуется включением в проблему и осознанием проблемной ситуации в группах и между группами. Внутригрупповой аспект: индивидуальное понимание проблемы; дискуссия в группе; выявление позиций; принятие решения. Межгрупповой: заслушивание сообщений групп, оценка решения.
На заключительном этапе вырабатываются решения по проблеме, заслушивается сообщение экспертной группы, выбирается наиболее удачное решение.
При анализе результатов ролевой игры определяется степень активности участников, уровень знаний и умений, вырабатываются рекомендации по совершенствованию игры.
Говоря о большом воспитательном и познавательном значении
математических игр, следует указать на важную роль учителя при их
организации. Прежде всего учитель должен положить начало творческой работе учащихся, но контроль и руководство учителя не должны превращаться в подавление инициативы и самостоятельности детей, дабы не уничтожить саму сущность игры, которая невозможна без свободного проявления личности учащихся. Постепенно учитель может отойти от роли ведущего, уступая её хорошо подготовленным ученикам. Многие игры учащиеся могут разрабатывать самостоятельно
Потом проводится конкурс на лучшую игру.