Свойства тестов
Тесты должны обладать следующими свойствами:
• валидность (адекватность, обоснованность);
• определенность (общепонятность);
• надежность;
• практичность;
• простота в использовании;
• прогностическая ценность.
Валидность теста отражает, что именно должен измерить тест и насколько хорошо он это делает; показывает, в какой мере тест измеряет то качество (свойство, способности и т. п.), для оценки которого он предназначен. Не обладающие валидностью тесты не пригодны для практического использования. Выделяют три типа валидности [2]:
• содержательная - дает ответы на вопросы, охватывает ли содержание теста весь комплекс программных требований к знанию данного конкретного предмета и насколько данные задания (выбранные из множества возможных) пригодны для оценки знаний по этому предмету;
• эмпирическая - означает проверку теста с помощью другого теста, измеряющего тот же показатель, что и данный, с целью оценить индивидуальную прогностичность теста;
• концептуальная - устанавливается путем доказательств правильности теоретических концепций, положенных в основу теста.
Определенность теста означает, что при его чтении испытуемый хорошо понимает, какие задания и в каком объеме он должен выполнить, чтобы полученный результат I соответствовал поставленной задаче.
Надежность теста - это вопрос о том, в какой мере его повторение приведет к тем же результатам. Повышению надежности теста способствует его простота, строгое соблюдение условий тестирования, исключение возможностей влияния посторонних факторов (подсказки, списывания и т. п.).
Прогностическая ценность теста означает, что тест должен быть таким, чтобы результаты обследования могли быть использованы в последующей деятельности, например, при повторении плохо усвоенного материала.
При составлении тестов должны учитываться также следующие требования:
§ строгое соответствие источникам информации, которыми пользуются учащиеся;
§ простота - каждое задание должно заключаться в требовании от испытуемого ответа только на один вопрос;
§ однозначность - формулировка задания должна исчерпывающим образом разъяснять поставленную перед испытуемым задачу, причем язык и термины, обозначения, графические изображения и иллюстрации задания и ответов к нему должны быть безусловно и однозначно понятными учащимся.
§ избегание случайного угадывания – нужно выбрать такую форму задания, которая сокращает вероятность случайного угадывания правильных ответов настолько, насколько это возможно;
§ компактность или точность – нужно выбрать такую форму задания, при которой вопрос формируется настолько сжато, насколько это возможно;
§ отношение между заданиями – нужно следить за тем, чтоб задания не содержали в себе или не раскрывали ответы на другие задания;