Актуальность и перспективность опыта.
Труд играет немаловажную роль в развитие способностей. Способности развивают главным образом в условиях ведущей деятельности: в дошкольном возрасте – в игре, в младшем и среднем школьном возрасте - в учении. Дальнейшее их развитие происходит в юношеском возрасте, когда наряду с учением дети начинают более или менее систематически трудиться.
Что касается формирования способностей, то оно , по мнению Б. М. Теплова, осуществляется не иначе , как в процессе той или иной практической деятельности. «Способность, - писал он, - не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности».
Уже первые исследования показали , что при соответствующей организации деятельности ребёнка развиваются как элементарные способности ( способность ощущать , воспринимать , мыслить и т. д. ) При чем развиваются как раз способности ,необходимые для успешного осуществления данного вида трудовой деятельности.
Психологическая наука накопила немало ценных фактов, использование которых может заметно обогатить содержание и организацию трудового обучения и производительного труда школьника , более плотно использовать внутренние резервы его личности , обеспечить в трудовом обучении особую систему и тем самым повысить его воспитательную ценность.
Особенно важным в трудовом обучении и производительном труде школьников являются мотивы , которые побуждают детей охотно трудиться , превращает труд в глазах учащихся в значимое и необходимое для них дело. Именно с мотивами связано формирование отношения к труду как главной ценности. Такое же значение имеют знания о закономерностях возвышения потребностей , изменения установок , интересов , самооценок , притязаний и других вершинных образований личности в условиях трудовой деятельности.
Г. Нойнер , В. Калвейт , Х. Клейн опредилили психические предпосылки для творческого труда : широкое образование , дифференциальные специальные знания , развитые умственные способности и гибкость мышления, радость изобретательства итруда , высокий уровень понимания проблемы и удовлетворения от их решения, эмоциональная стабильность, терпение , умение доводить дело до конца , готовность к риску , сознательность , активная жизненная позиция и высокий уровень общественного сознания.
Терский В. Н. – друг и соратник Макаренко А. С. , талантливый педагог , считает , что в творчестве немаловажную роль играет самодеятельность. Но это должна быть именно самодеятельность , а не натаскивание. Если мы, ничему не научив детей призываем их творить, то или ничего не будет , или в лучшем случае это будет неудачное , искаженное воспроизведение того , что они когда то умели. Самодеятельность будет тогда , когда дети будут действовать сами. Инициатива не может возникнуть из ничего. Детей надо учить творить , дав им для этого необходимые знания и опыт.
Продолжая учить , надо создавать возможности для творчества , иначе и освоение не будет надёжным и процесс будет формальным, скучным, а полученные навязанные знания будут легко забываться, выветриваться, не закрепленного повседневными целеустремленными упражнениями. Надо , чтобы дети всегда хотели учиться , чтобы у них была постоянная хорошая жажда к познанию. Это возможно , когда детская жизнь построена так , что знания эти нужны детям для успешного выполнения самостоятельных действий , для собственного творчества, а оно , в свою очередь , делает учение напряженным , радостным и основательным. Можно сказать , что самодеятельность школьников – это единство обучения и творчества.
При формировании способностей важную роль играют как наследственность и среда , так и воспитание. При чем воспитание оказывает большее влияние на формирование личности ребенка. И воспитание в трудовой деятельности занимает особое место. Задача педагога заключается в том , чтобы помочь ребенку стать творческой личностью. Развивать творческие способности можно и нужно на уроках технологии.
На этих уроках есть большие возможности проявить творчество. Кроме того учащиеся проявят творчество в тех видах деятельности, которые для них приемлемее , предпочтительнее.
Существуют различные пути для развития творчества : это может быть коллективное создание работы , учащиеся высказывают свои идеи , каждый старается предложить свой вариант. С другой стороны это может быть серия уроков: на первых уроках – это творчество учителя , т. е. Учитель учит что и как делать по принципу « делай как я « ; на втором уроке может быть выполнена та же работа , но с изменениями , учащиеся проявляют свою самодеятельность.