Сущность опыта.
Наиболее основательно проблемой развития творческих способностей занимались такие видные психологи и педагоги, как Теплов Б. М. , Пономарев Я. А. , Выготский Л. С. , и многие другие. Была создана такая наука , как психология творчества.
Данная наука разделяет процесс творчества на составляющие : стадия труда , бессознательной работы и вдохновения. Отмечается , что труд необходим не только для воплощения замысла творца в материальный продукт , но и для пополнения сферы сознания содержанием , которое затем перерабатывается бессознательной сферой.
Кроме того , известный психолог Выготский Л. С. Утверждает, что личность ребенка , а значит и его способности формируются в ведущей на данном этапе развития деятельности. Из психологии известно , что основной ведущей деятельностью школьника является учебная.
В.А. Сухомлинский писал, что именно через игру , сказку можно раскрыть возможности , творческие способности ребенка.
Психологи определили следующие психические предпосылки творческого труда: знания, развитые умственные способности, гибкость и беглость мышления, радость творения и труда, понимание проблемы и удовлетворение от её решения, эмоциональная стабильность, терпение, духовное мировоззрение.
Именно на уроках технологии, изобразительного искусства существуют благоприятные условия для развития творческих способностей детей, тем более, что эти виды деятельности наиболее приемлемы для большинства детей.
Теплов Б.М. писал. Что только в той или иной практической деятельности формируются способности, что способности не могут возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности и творческие способности не исключение .Детей надо учить творить, дав им для этого необходимые знания и опыт. На уроках технологии надо создавать проблемные ситуации , в которых учащиеся учились бы использовать ранее полученные знания в новой ситуации, учились бы быстро находить решения и предлагать несколько вариантов. Работа учителя по развитию творческих способностей зависит от уровня детей . Это могут быть специальные тренировочные упражнения , коллективное создание работы , индуктивное изучение материала ; т. е. от простого к сложному , от частного к общему и т. д. . В данном случае проявляется творчества самого учителя.
Постоянное внимание и систематическая работа по развитию творческих способностей на уроках технологии обеспечивает обогащение и расширение детской души , делает её богаче и духовно- выразительнее, что в свою очередь способствует рождению настоящей личности.
Определим психолого- педагогические условия развития способностей учащихся:
1. Создание атмосферы доброжелательности на уроках технологии. С первых дней в классе надо стараться создавать такую обстановку , в которой дети смогут научиться выражать свои мысли. Вопросы «почему?» , «для чего?» должны звучать на каждом уроке. Давать такие задания на уроке, при помощи которых дети , играя в учителя и ученика научаться оценивать и обосновывать свою оценку. Если ребенок чувствует дружескую обстановку со стороны окружающих его людей, то его эмоции будут направлены только на совершаемую им деятельность. А значит, его работы будут аккуратными и более творческими. Именно такие условия я стараюсь создавать на своих уроках.
2. Содержание занятий должно стимулировать эмоциональное отношение детей. Только будучи заинтересованным, ребенок начинает эмоционально выражать свое отношение ко всему окружающему. Я стараюсь выбрать такое содержание уроков , которое стимулировало бы эмоциональное отношение детей.
3. Оптимальное сочетание принципов и технологий. Готовясь к каждому уроку я должна выбрать наиболее благоприятное сочетание принципов и технологий, которые были бы доступны для освоения и восприятия учащимся и , конечно, способствовали развитию творческих способностей.