Методика проведения практических работ в теме «Клеточное строение растительного организма».
Работы с натуральными объектами требуют гораздо больше усилий и терпения от учеников. Важно не перегружать их работой, к примеру, будет неправильно давать сразу очень большой объем работы – сделать препарат, микроскопировать, зарисовать, приготовить другой и т.д. Но в то же время необходимо добиться того, чтобы каждый проделал все действия в необходимой последовательности, усвоил и понял увиденное. То, что видно в микроскоп, порой разительно отличается от рисунков в учебнике и школьных пособий, плакатов, поэтому в работе необходимо проводить аналогии между увиденным в микроскопе и нарисованном в учебнике, отбросив лишние детали, объяснить, зачем в рисунках не нужно отображать лишние детали – для удобства изучения. Кроме того, умение отбрасывать лишние детали способствует развитию таких психических операций, как абстрагирование, выделение существенного из ряда побочных явлений, моделирование объекта, на основе его основных характеристик.
Оформлять работу удобно было бы не в тетради, а на альбомном листе, или даже в отдельном не большом альбоме:
Ø название рисунка
Ø рисунок в левой части листа, подписи справа
Ø примечания, уточнения
В рабочей тетради нецелесообразно размещать рисунки, которые будут перемежевываться с текстом. Рисунки, расположенные отдельно будет очень удобно использовать в работе с текстом учебника или изучать рисунок, параллельно слушая объяснение учителя. В тетради невозможно будет систематично разместить рисунки, для поиска нужного будет затрачиваться лишнее время, будет трудно проследить закономерности и различия в разных рисунках. Поэтому рекомендуется вести отдельный альбом для рисунков.
Правила оформления рисунка:
Ø соответствие пропорций и форм объектов
Ø правильно подобранная цветовая гамма
Ø стрелочки от подписей к частям рисунка не должны пересекаться
Ø подписи и сам рисунок выполняется карандашом
По окончании изучения темы учитель проверяет эти альбомы, оценивает. На закрепляющем уроке можно предложить такие задания, как определение «слепых» микропрепаратов, т.е. не подписанных или указать на плакате основные структуры изображенного объекта.