Постановка простейших демонстрационных опытов.
Недостаток такого опыта – очень мелкие размеры модели, но учитель может пронести модель по всему классу, либо заложить сразу несколько опытов.
«Клеточка Траубе»
Это опыт, показывающий модель клетки растения и ряд её свойств – поглощение воды и полупроницаемость мембраны. Он очень прост в проведении и можно, в ряде случаев, видоизменить его из демонстрационного в учебный - ученики, разбившись по парам, самостоятельно его осуществят, руководствуясь либо инструктивной карточкой, либо словами учителя. Подробности доска обрезная 40 150 у нас.
Ход работы:
В пробирку наливается ~10 мл раствора CuSO4 с концентрацией 1.5H. В раствор опускается один кристаллик желтой кровяной соли K4[Fe(CN)6]. На границе соприкосновения раствора и кристалла образуется пленка железосинеродистой меди и «клетка» начинает расти. Пленка является идеально полупроницаемой: пропускает только воду, не пропуская растворенные вещества. Так как концентрация раствора желтой кровяной соли, окружающая кристалл, выше, чем концентрация внешнего раствора CuSO4, поступление воды идет внутрь мешочка – процесс протекает абсолютно аналогично процессу, идущему внутри настоящей растительной клетки.
По результатам работы следует задать ряд вопросов ребятам:
· Почему «клетка растёт»? (потому что через пленку проходит вода в клетку)
· Почему вода не выходит из клетки? (на этом вопросе очень хорошо объяснить само понятие «полупроницаемость» - это способность мембраны клетки пропускать одни молекулы и ионы, задерживая при этом другие, в данном случае мембрана пропускает растворитель (воду), задерживая при этом частицы растворенного вещества)
· Как происходит рост? (клетка набухает от воды, увеличиваясь в размерах)
В конце работы нужно сделать рисунок результата опыта и написать вывод, ответив на вопросы.