Заключение

Художественная литература и фольклор имеют огромное значение в деле воспитания человека и вместе с тем является одним из могучих средств развития и обогащения речи детей. Перед детским садом стоит увлекательная задача — заложить в детях семена любви и уважения к книге, к художествен­ному слову, фольклору. В дошкольные годы жизни ребенка мы должны ввести его в прекрасный мир народного творчества, по­знакомить с бессмертными произведениями русских клас­сиков и лучшими книгами детских писателей, поэтов и произведениями других народов. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь обще­ства и природы. Через художественную литературу детям становится ближе и понятнее то, что им труднее всего постигнуть: внутренний мир человека, его чувства, моти­вы поступков, его отношение к другим людям и природе. Художественная литература раскрывает ребенку действи­тельность разными средствами: через реалистический рас­сказ или лирическое стихотворение, через сказку, где оду­хотворяется животный и растительный мир и даже неодушевленные предметы и раскрывается определенная идея.

Художественная литература обогащает эмоции детей. Слушая чтение, рассказывание, дети сочувствуют герою, переживают вместе с ним его приключения, невзгоды и победы. Они негодуют, возмущаются отрицательными персонажами, поступками. Художественная литература воспитывает воображение: увлекательные живые образы кни­ги вызывают у маленьких слушателей конкретные пред­ставления. Воображение ребенка следует за течением рассказа, сказки и одну за другой рисует картины. Способность воссоздавать образ по слову чрезвычайно ценна для человека, и эту способность развивает художествен­ная книга.

Художественная книга дает ребенку прекрасные образ­цы русского литературного языка. Эти образцы различны: лаконичный и точный язык детских рассказов Л.Н. Толсто­го, легкие и прозрачные стихи А.С. Пушкина, образный язык маленьких описаний К.Д. Ушинского, выразительный, мет­кий язык народных сказок о животных, насыщенный ска­зочной «обрядностью» язык русских народных волшебных сказок, простой и вместе с тем богатый, с большой долей юмора современный язык в произведениях Маршака, Ми­халкова. Достаточно и этих примеров, чтобы показать бо­гатство русского языка в произведениях художественной ли­тературы и фольклорного жанра.

[1] Лямина Г. М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Сост. М.М. Алексе­ева, В.И. Яшина. — М.: Издательский центр «Акаде­мия», 1999. – С.139.

[2] Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. за­ведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1997. - c.209.

[3] Светлова Г. О сказках Пушкина для малышей // Дошкольное воспитание. – 1999. - №10. – с. 87.

[4] Бородич А. М. Методика развития речи детей: Учеб. пособие для студен­тов пед. ин-тов по спец. «Дошкол. педагогика и психоло­гия».— 2-е изд.— М.: Просвещение, 1981.—с.98.

[5] Соловьева О. И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. – М.: Просвещение, 1966. – с.58.

[6] Бородич А. М. Методика развития речи детей: Учеб. пособие для студен­тов пед. ин-тов по спец. «Дошкол. педагогика и психоло­гия».— 2-е изд.— М.: Просвещение, 1981.— с. 99.

[7] Гербова В. В. Рассказывание по восприятию // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Сост. М.М. Алексе­ева, В.И. Яшина. — М.: Издательский центр «Акаде­мия», 1999. – С.170.

[8] Ушакова О. С. Развитие речи дошкольника. – М.: Изд-во института психотерапии, 2001. – с.106.

[9] Усова А. П. Русское народное творчество в детском саду. – М.: Изд-во Министерства просвещения РСФСР, 1947. – с.24.

[10] Тихеева Е.И. Развитие речи детей - М.: Просвещение, 1972. – с.64.

[11] Усова А. П. Русское народное творчество в детском саду. – М.: Изд-во Министерства просвещения РСФСР, 1947. – с.19.

[12] Русское народное творчество и обрядовые праздники в дет­ском саду: конспекты занятий и сценарии праздников/Владимир­ский областной институт усовершенствования учителей. — Вла­димир, 1995. — с.79.

[13] Тихеева Е.И. Развитие речи детей - М.: Просвещение, 1972. – с.117.

[14] Русское народное творчество и обрядовые праздники в дет­ском саду: конспекты занятий и сценарии праздников/Владимир­ский областной институт усовершенствования учителей. — Вла­димир: 1995. — с.80.

[15] Флерина Е. А. Рассказывание в дошкольной практике // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Сост. М.М. Алексе­ева, В.И. Яшина. — М.: Издательский центр «Акаде­мия», 1999. – С.189.

Перейти на страницу: 1 2

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>