Использование средств мультимедиа при проведении практических работ в теме: «Клеточное строение»
Современные информационные технологии достигли такого уровня развития, что их использование становиться не просто желательным, а обязательным в процессе изучения не только предмета «биология» в общем, и конкретной темы в частности, а и при изучении ряда других школьных предметов. Фактически, возможности мультимедийных средств обучения ограничиваются только тремя факторами: творческими способностями педагога, его умениями, связанными со способностью работать на компьютере, используя программные пакеты высоко уровня сложности (редакторы 3D графики) и материальной оснащенностью школы. Компьютерные средства обучения имеют массу преимуществ перед «классическими» – таблицами, плакатами, схемами. Они более наглядны, позволяют демонстрировать изображения (к примеру, электронные микрофотографии) любой сложности и детальности, возможна демонстрация видеофрагментов; дают возможность задействовать все органы чувств учащихся – усвоение видео и аудио информации. Появляется возможность осуществить единовременную работу всех учеников, при использовании переносных компьютеров. Используя цифровые фотоаппараты и электронные окуляры для микроскопов (выводящие изображение на монитор) возможно создание отчетных работ, рефератов, докладов, проектов.
При изучении темы «Клеточное строение» можно использовать следующие средства: презентации, демонстрация микрофотографий, специальные электронные окуляры для микроскопов, трехмерные демонстрационные опыты с участием модели растительной клетки и прочее.
Создание трехмерной модели клетки и использование её при изучении данной темы видится очень выгодным решением, несмотря на высокую трудоемкость и сложность подготовки материала. Требуется очень высокая квалификация педагога, простого знания компьютера на уровне пользователя здесь недостаточно. Сама модель клетки не представляет никакой сложности – работа выполняется в любом редакторе 3d – графики и представляет собой пространственный многоугольник заданной сложности. Внутри многоугольника находятся объемные схематические модели органоидов. Сложность заключается в дальнейшей работе с этой моделью, как её использовать, например, возможно создание видео ролика, демонстрирующего поступление воды в клетку. В принципе, можно ограничиться только самой моделью – использовать её лишь как часть другой работы, например, презентации, которая будет демонстрироваться в начале изучения темы «Клеточное строение».
Очень перспективным и интересным выглядит использование электронных окуляров для обыкновенных школьных световых микроскопов. Этот окуляр представляет собой устройство, которое устанавливается вместо стандартного окуляра, и подключается к компьютеру. С помощью соответствующего программного обеспечения осуществляется вывод изображения на монитор и последующая работа с ним: увеличение и уменьшение, изменение контрастности и яркости, фокусировка на отдельных областях исследуемого объекта, распечатка изображения. Этот метод гораздо функциональнее обыкновенной работы с микроскопом и помимо своей функции в обучении, он не оказывает столь большой нагрузки на физическое состояние учеников, ведь известно, что некоторым детям с ослабленным зрением крайне вредно подолгу работать с микроскопом.