Слуховой контроль процесса говорения на иностранном языке

На материале экспериментального исследования было выявлено, что люди говорящие на родном и иностранном языке выявляют преимущественно один тип контроля на обоих языках. Но так же замечен тот факт, что у некоторых испытуемых был обнаружен один тип речевого контроля на родном языке, другой – на иностранном, это дает возможность предположить, что тип речевого контроля зависит от методики и условий обучения. [ ;127]

При этом важно отметить, что формирование речевого контроля происходит на основе осознания говорящим контроля преподавания со стороны. Но иногда собственный контроль так же формируется, а говорящий всецело полагается на контроль со стороны.

Наблюдения за речью школьников старших классов показали, что в процессе речи на иностранном языке учащиеся практически не исправляют ошибки самостоятельно, полагаясь на внешний контроль, т.е. контроль со стороны преподавателя. По мере овладения деятельностью говорения ученик постепенно должен сам осуществлять контроль и направлять свою речевую деятельность.

П.П. Блонским были намечены 4 стадии проявления самоконтроля к усвоению материала.

1 стадия: характеризуется отсутствием всякого самоконтроля.

Находящийся на этой стадии учащийся не усвоил материал и не может, соответственно, ничего контролировать.

2 стадия: стадия «полного самоконтроля», на которой учащийся проверяет полноту репродукции усвоенного материала.

3 стадия: стадия выборочно самоконтроля, при котором учащийся контролирует только главное по вопросам.

4 стадия: характеризуется отсутствием видимого самоконтроля, контроль осуществляется как бы на основе прошлого опыта.

Рассмотрим некоторые условия формирования слуховой обратной связи, проявляемой в форме слухового самоконтроля, в процессе обучения говорения на иностранном языке. При этом в качестве критерия формирования уровней развития слухового контроля будет рассматриваться характер исправления ошибочного действия, ибо его наличие и факт исправления являются единственной формой проявления обратной связи.

В приводимой схеме уровней формирования слухового контроля отмечены 4 уровня, на каждом из которых оценивается отношение говорящего к ошибке. На 2-х первых уровнях характерно наличие внешнего контролирующего воздействия. Два последующих уровня характеризуются отсутствием такого воздействия на процесс исправления ошибок.

Эти уровни являются переходными от этапа сознательно контролируемого выполнения речевого действия на иностранном языке к этапу неосознаваемого контроля за речью.

Сам процесс формирования слуховой обратной связи подчеркивает связь внешнего управляющего воздействия преподавателя с внутренним управлением самим говорящим этим процессом.

Уровни становления слухового контроля.

Уровни

Отношение говорящего к ошибке

Механизм слухового контроля

Характер вербальной реакции говорящего на ошибочное действие

I

Ошибку не слышит, сам не исправляет

Нет сличения речевого действия с программой его выполнения

Медленное, произвольно аналитическое выполнение требуемого речевого действия после указания на характер его выполнения (необходим внешний контроль со стороны преподавателя)

II

Ошибку не слышит, сам не исправляет

Есть сличение по произвольно осознаваемой схеме выполнения программы

Медленное, правильное выполнения действия, но после указания со стороны на ошибку (необходим внешний контроль)

III

Ошибку исправляет сам, но с отставанием во времени

Есть сличение, но ошибка осознается в контексте, т.е. после звучания целого – текущего слежения

Немедленное, повторение выполненного действия с исправлением допущенной ошибки (включается самоконтроль)

IV

Текущее, немедленное исправление ошибки

Ошибка исправляется по ходу выполнения артикулярной – слоговой программы

Немедленное, текущее исправление допущенной ошибки в ходе выполнения речевого действия (полное проявление самоконтроля)

Перейти на страницу: 1 2

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>