Заповеди воспитателя
Заповедь первая.
Никогда не предпринимайте воспитательных воздействий в плохом настроении.
Заповедь вторая.
Ясно определите, чего вы хотите от ребёнка (и объясните это ему), а также узнайте, что он думает по этому поводу.
Заповедь третья.
Предоставьте ребёнку самостоятельность, воспитывайте, но не контролируйте каждый его шаг.
Заповедь четвёртая.
Не подсказывайте готового решения, а показывайте возможные пути к нему и разбирайте с ребёнком его правильные и ложные шаги к цели.
Заповедь пятая.
Не пропустите момент, когда будет достигнут первый успех.
Заповедь шестая.
Укажите ребёнку на его ошибку. Сразу дайте оценку поступку и сделайте паузу, чтобы ребёнок осознал услышанное.
Заповедь седьмая.
Оценивайте поступок, а не личность (не «Ты плохой», а «Ты поступил плохо»). Сущность человека и его поступки не одно и тоже.
Заповедь восьмая.
Дайте ребёнку ощутить (улыбнитесь, прикоснитесь), что сочувствуете ему, верите в него, хорошего мнения о нём, несмотря на его оплошность. Дайте понять, (но не обязательно это говорите), что когда этот неприятный разговор будет окончен, то инцидент окажется исчерпанным.
Заповедь девятая.
Воспитание – это последовательность целей.
Заповедь десятая.
Воспитатель должен быть твёрдым, но добрым.
(А. Толстых)