Введение
Методы исследования: наблюдение, эксперимент, беседа, обработка статистических данных.
Практическая значимость исследования определяется возможностью применения разработанной интеллектуальной игры «Кто это? » в практической деятельности классного руководителя, преподавателя обществознания и других учителей, специализирующихся в области социально-гуманитарных дисциплин.
Методологическая основа исследования: методологической основой исследования являются труды философов, учёных, педагогов и психологов о роли игры в процессе развитии личности.
База исследования: учащиеся 10 «б» класса средней общеобразовательной школы № 65 г. Улан-Удэ.
Этапы исследования:
1. Сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2005 г. – организационный. На этом этапе: изучалась психолого-педагогическая литература, готовилась теоретическая база исследования, шла разработка игры и подготовка теста.
2. Январь, февраль 2006 г. – экспериментальный. Проводилось тестирование учащихся (вводное и заключительное). Проведена интеллектуальная игра «Кто это? »
3. Март, апрель – 2006 г. заключительный. На этом этапе была
завершена систематизация результатов исследования. Полученные в ходе работы данные подверглись качественному и количественному анализу. Были сформулированы основные выводы, и шло литературное оформление.
Структура работы: в работе имеется введение, где сформулированы основные компоненты исследования: проблема, цель, объект, предмет, задачи, гипотеза и этапы.
В теоретической части раскрыты сущность, виды, особенности использование игровых форм обучения и интеллектуальной игры на уроках, их значение на формирование познавательной активности.
В опытно-экспериментальной части проведён констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.
В заключении сделаны выводы и обобщения, а так же выработаны методические рекомендации для учителей по развитию мыслительных процессов с помощью интеллектуальных игр в старших классах.
При написании работы было использовано 33 источника.
В приложении приводятся примеры интеллектуальных игр, тест, ход опытно – экспериментальной работы.