Роль познавательной активности в игровых формах обучения
Однако удовлетворение одних познавательных потребностей ведет к возникновению новых, но эти потребности зачастую не возникают у детей сами по себе.
Отсюда необходимость создания определенных условий, побуждающих к познавательной активности. Одним из таких побуждающих и эффективных, близких и естественных для детей, условий, на наш взгляд, является интеллектуальная игра, которая наиболее полно воплощает в себе основные показатели активности: инициативность; энергичность, интенсивность, размах, широта, масштаб результатов (характеристика деятельности); добросовестность, интерес, любознательность (положительное отношение к деятельности); самостоятельность; самодеятельность; саморегуляция; осознанность деятельности; воля (упорство в достижении цели, настойчивость, доведение дела до конца); целеустремленность, целенаправленность; творчество.[25]
Развитие интеллектуальных способностей — одно из приоритетных направлений в психологии развития личности. В практике работы это направление может быть реализовано педагогами-психологами с достаточным уровнем компетентности: пониманием общих психолого-педагогических проблем творчества, владением методами и приемами развития интеллектуальных способностей детей, готовностью к такой работе и уровнем развития собственного интеллектуального потенциала. Опираясь на работы отечественных педагогов, мы рассматриваем интеллектуальные способности как интегральное качество личности, которое проявляется в ее направленности (преобладание познавательной мотивации, познавательный интерес, стремление к познанию, любознательность); в способностях (способность к преодолению стереотипов, способность чувствовать проблемы, беглость, гибкость мышления); в характере (оригинальность, инициативность, нестандартность, терпимость к неопределенности, проницательность).
Познание невозможно без активности мысли, поэтому наиболее значительны для интереса к познанию являются процессы мышления, но такие, которые дают эмоциональные переживания, не оставляя места холодной рассудочности. Любая учебная деятельность школьника мотивирована. В. П. Беспалько в книге «Слагаемые педагогической технологии» дает определение мотива, как «потребность, побуждение, влечение…»[26] При этом отмечает, важный показатель – «быстрота включения учащихся в учебную работу, степень устойчивости их интереса к ней и настойчивости в решении учебных задач».[27]
«Мотив – направленность школьника на отдельные стороны учебной деятельности, связанная с внутренним отношением ученика к ней».[28]
Виды мотивации:
1. Познавательные:
а) Широкие мотивы (овладевание знаниями).
б) Учебно-познавательные (ориентация на усвоение способов добывания знаний).
2. Социальные:
а) Широкие мотивы (долг, ответственность понимания социальной значимости учения).
б) Позиционные мотивы (стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение).
в) Мотивы социального сотрудничества (ориентации на разные способы взаимодействия с другим человеком).
В своей работе учитель обязан опираться на возрастные особенности мотивации учения и умения школьников учиться. Обратимся к книге группы авторов «Формирование мотивации учения»,[29] где достаточно подробно рассматривается определение, виды мотивации учения по возрастным группам.
Младший школьный возраст (1-5 кл.).
Широкие познавательные мотивы – интерес к знаниям.
Учебно-познавательные мотивы – интерес к способам приобретения знаний.
Мотивы самообразования – простая форма – интерес к дополнительным источникам знаний, эпизодическому чтению дополнительных книг.
Широкие социальные мотивы – значимость учения, глубокое осознание причин необходимости учиться.
Позиционные социальные мотивы – желание ребенка получить, главным образом, одобрение учителя.
Младшие школьники научаются понимать и принимать цели исходящие от учителя, удерживают эти цели в течение длительного времени, выполняют действия по инструкции. Начинают складываться умения соотнесения цели со своими возможностями.
Средний школьный возраст (5-9 кл.).
Мотивы самообразования, активное стремление подростка к самостоятельным формам учебной работы, появляется интерес к методам научного мышления.