Роль познавательной активности в игровых формах обучения

Однако удовлетворение одних познавательных потребностей ведет к возникновению новых, но эти потребности зачастую не возникают у детей сами по себе.

Отсюда необходимость создания определенных условий, побуждающих к познавательной активности. Одним из таких побуждающих и эффективных, близких и естественных для детей, условий, на наш взгляд, является интеллектуальная игра, которая наиболее полно воплощает в себе основные показатели активности: инициативность; энергичность, интенсивность, размах, широта, масштаб результатов (характеристика деятельности); добросовестность, интерес, любознательность (положительное отношение к деятельности); самостоятельность; самодеятельность; саморегуляция; осознанность деятельности; воля (упорство в достижении цели, настойчивость, доведение дела до конца); целеустремленность, целенаправленность; творчество.[25]

Развитие интеллектуальных способностей — одно из приоритетных направлений в психологии развития личности. В практике работы это направление может быть реализовано педагогами-психологами с достаточным уровнем компетентности: пониманием общих психолого-педагогических проблем творчества, владением методами и приемами развития интеллектуальных способностей детей, готовностью к такой работе и уровнем развития собственного интеллектуального потенциала. Опираясь на работы отечественных педагогов, мы рассматриваем интеллектуальные способности как интегральное качество личности, которое проявляется в ее направленности (преобладание познавательной мотивации, познавательный интерес, стремление к познанию, любознательность); в способностях (способность к преодолению стереотипов, способность чувствовать проблемы, беглость, гибкость мышления); в характере (оригинальность, инициативность, нестандартность, терпимость к неопределенности, проницательность).

Познание невозможно без активности мысли, поэтому наиболее значительны для интереса к познанию являются процессы мышления, но такие, которые дают эмоциональные переживания, не оставляя места холодной рассудочности. Любая учебная деятельность школьника мотивирована. В. П. Беспалько в книге «Слагаемые педагогической технологии» дает определение мотива, как «потребность, побуждение, влечение…»[26] При этом отмечает, важный показатель – «быстрота включения учащихся в учебную работу, степень устойчивости их интереса к ней и настойчивости в решении учебных задач».[27]

«Мотив – направленность школьника на отдельные стороны учебной деятельности, связанная с внутренним отношением ученика к ней».[28]

Виды мотивации:

1. Познавательные:

а) Широкие мотивы (овладевание знаниями).

б) Учебно-познавательные (ориентация на усвоение способов добывания знаний).

2. Социальные:

а) Широкие мотивы (долг, ответственность понимания социальной значимости учения).

б) Позиционные мотивы (стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение).

в) Мотивы социального сотрудничества (ориентации на разные способы взаимодействия с другим человеком).

В своей работе учитель обязан опираться на возрастные особенности мотивации учения и умения школьников учиться. Обратимся к книге группы авторов «Формирование мотивации учения»,[29] где достаточно подробно рассматривается определение, виды мотивации учения по возрастным группам.

Младший школьный возраст (1-5 кл.).

Широкие познавательные мотивы – интерес к знаниям.

Учебно-познавательные мотивы – интерес к способам приобретения знаний.

Мотивы самообразования – простая форма – интерес к дополнительным источникам знаний, эпизодическому чтению дополнительных книг.

Широкие социальные мотивы – значимость учения, глубокое осознание причин необходимости учиться.

Позиционные социальные мотивы – желание ребенка получить, главным образом, одобрение учителя.

Младшие школьники научаются понимать и принимать цели исходящие от учителя, удерживают эти цели в течение длительного времени, выполняют действия по инструкции. Начинают складываться умения соотнесения цели со своими возможностями.

Средний школьный возраст (5-9 кл.).

Мотивы самообразования, активное стремление подростка к самостоятельным формам учебной работы, появляется интерес к методам научного мышления.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>