Условия совершенствования процесса воспитания в неполных семьях
Восьмое условие заключается в необходимости критики реализации определенной системы воспитания. Встречаются неполные семьи, где цели воспитания как бы отодвигаются от самого ребенка и направляются не столько на него самого, сколько на реализацию признаваемой матерью (отцом) системы воспитания. Это обычно очень компетентные, эрудированные матеря (отцы), которые уделяют своим детям немало времени и хлопот. Познакомившись с какой-либо воспитательной системой и в силу разных причин доверившись ей, они педантично и целеустремленно приступают к ее неустанной реализации. Можно проследить даже историю формирования таких воспитательных целей, возникающих не редко как дань определенной моде на воспитание.
Некоторые матери (отцы) следуют идеям воспитательных положений семьи Никитиных, отстаивающих необходимость раннего интеллектуального обучения, или призыву: "Плавать, прежде чем ходить"; в иных неполных семьях царит атмосфера сплошного всепрощения и вседозволенности. Несомненно, у каждой из этих воспитательных систем есть свои ценные находки, немало полезного и важного. Здесь речь идет лишь о том, что некоторые матери следуют тем или иным идеям и методам воспитания слишком послушно, без достаточной критики, забывая о том, что не ребенок существует для воспитания, а воспитание для ребенка. Интересно, что матери (отцы), следующие воспитанию по типу "реализации системы", внутренне похожи, их объединяет одна общая особенность - относительная невнимательность к индивидуальности психического мира своего ребенка.
Девятое условие правильного воспитание состоит в формировании определенных личностных качеств ребенка. Проблемы независимости обостряются и в тех случаях, когда воспитание подчиняется мотиву формирования определенного желательного для матери (отца) качества. Под влиянием прошлого опыта, истории развития личности человека в его сознании могут появляться так называемые сверхценные идеи. Ими могут быть представления о том или ином человеческом качестве как наиболее ценном, необходимом, помогающем в жизни. В этих случаях мама (папа) строит свое воспитание так, чтобы ребенок был обязательно наделен этим "особо ценным" качеством.
Например, матери (отцы) уверенны в том, что их сын или дочь должны обязательно быть добрыми, эрудированными и смелыми. В тех случаях, когда ценности матерей (отцов) начинают вступать в противоречие либо с возрастными особенностями развития ребенка, либо с присущими ему индивидуальными особенностями, проблема независимости становится особенно очевидной. Казалось, что, если единственным или основным мотивом воспитания является потребность эмоционального контакта, или потребность достижения, или потребность смысла жизни, воспитание проводится на укороченной дистанции и ребенок ограничивается в своей самостоятельности.
При реализации определенной системы воспитания, когда мотив воспитания как бы отодвигается от ребенка, дистанция может быть любой, это определяется уже не столько личностными установками матери (отца) или особенностями детей, сколько рекомендациями избранной системы. Но проблема независимости отчетливо проявляется и здесь. Она выглядит как проблема несвободы ребенка в проявлении присущих ему индивидуальных качеств. Подобно этому регулирующие воспитание сверхценные мотивы матери (отца) ограничивают свободу развития присущих ребенку задатков, усложняют развитие, нарушая его гармонию, а иногда и искажая его ход.
Таким образом, для того чтобы ребенок, воспитывающийся в неполной семье, гармонично развивался матери (отцу) необходимо обратить внимание на собственные слова и поступки, на быт семьи, знать и учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка, и на основе этого строить свою систему воспитания. Большое внимание следует уделять формированию личностных качеств ребенка, позволять ребенку общаться с отцом (матерью), что играет значительную роль в формировании и развитии ребенка. При условии, что отец (мать) не является асоциальным элементом общества и сам (сама) желает принимать участие в воспитании ребенка. В заключение хочется отметить, что неполных семей во главе с отцом вопреки широко распространенному мнению, насчитывается не меньше, чем во главе с женщинами [15].