Программа по оказанию комплексной социально-педагогической помощи неполным семьям «Семейное счастье»
Являясь социальным институтом, неполная семья испытывает те же социально-экономические потрясения, что и все наше общество. Уже давно ведутся разговоры о дисгармоничности неполной семьи, отмечается ее несостоятельность в функциональном значении. Часты случаи в практике профессиональной деятельности психосоциальных работников, когда неполная семья не только не является психологическим убежищем для личности, а фактически представляет собой место психологического и физического насилия для ее отдельных членов. Сегодня основная задача всех специалистов семьи и детства - найти оптимальные способы гармонизации отношений между неполной семьей и социальным окружением через поиск позитивных ресурсов внутри семьи.
Для решения поставленной задачи во время прохождения практики в Реабилитационно-оздоровительном центре "Большая Липовица" нами совместно с Л.Н. Подуст была разработана программа по оказанию комплексной социально-педагогической помощи неполным семьям под названием "Семейное счастье". Данная программа включает в себя социально-педагогическую помощь неполной семье, направленную на восстановление неполной семьи в своих правах и обязанностях; на создание благоприятной обстановки внутри семьи; на гармонизацию семейных отношений. Также программа направлена на оказание социально-педагогической помощи в восстановлении воспитательного потенциала неполных семей; в профессиональной реализации каждой личности неполной семьи; в организации эффективного ведения домашнего хозяйства, оптимального распределения семейного бюджета; в организации семейного отдыха. Разработка проходила с учетом программы повышения социальной компетенции семьи "Семейный витамин", разработанной С.И. Чернышевой.
Программа "Семейное счастье" - одна из возможностей социально-медицинского, психолого-педагогического, культурно-бытового оздоровления неполной семьи. Более подробно рассмотрим данную программу.
ПРОГРАММА
ПО ОКАЗАНИЮ КОМПЛЕКСНОЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НЕПОЛНЫМ СЕМЬЯМ "СЕМЕЙНОЕ СЧАСТЬЕ"
Цель
: оказание комплексной социально-педагогической помощи неполным семьям.
Задачи
:
- повышение социальной компетенции неполных семей;
- изучение и диагностика характера семейного неблагополучия;
- формирование социальных навыков;
- оказание социальных услуг неполным семьям;
- активизация эффективности социально ролевого поведения в процесс построения детско-родительских, деловых, гражданских отношений;
- формирование установок на ведение здорового образа жизни и развитие способов саморегуляции;
- обеспечение отдыха, оздоровления и медицинского обслуживания;
- оказание психолого-педагогической помощи в рамках индивидуального психореабилитационного пространства для неполных семей.
Основные функции программы заключаются в следующем:
1. Аналитико-информационная функция, которая предполагает сбор и анализ информации социально-демографического, медико-социального характера.
2. Прогностическая функция, позволяющая на основе анализа имеющейся информации составить медико-социальные и другие прогнозы, дающие возможность научно обоснованного планирования, создания и апробации современных социальных проектов.
3. Социально-бытовая функция, которая заключается в решении ряда бытовых вопросов, в психосоциальной подготовке и адаптации неполных семей, осуществлении социальной помощи и поддержке.
4. Социально-профилактическая функция, которая заключается в социальном оздоровлении неполной семьи, в современном выявлении и оказании социально-правовой, медико-психологической помощи неполным семьям.
Реализация данной программы основывается на теории межличностного взаимодействия в семье, внутрисемейном общении; на особенностях индивидуального и личностного развития ребенка в условиях неполной семьи; на выборе конкретных методов личностной и внутрисемейной диагностики.
Работа программы по оказанию комплексной социально-педагогической помощи неполным семьям основывается на следующих принципах:
1. Принцип ответственности, предполагающий, что каждый специалист ответственен за последствия своего влияния на личность.
2. Принцип компетенции: каждый специалист решает проблему только в рамках своей компетенции.