Эмоциональный контакт с близкими людьми – источник полноценного развития ребенка
Необходимо принимать не только ребенка, но и себя. Если родители не принимают себя, а ценят только те свои достоинства, которые одобряются другими, то они испытывают напряженность и тревогу, что сказывается и на ребенке.
Принятие внутреннего мира ребенка создает для него теплоту и безопасность в отношениях с взрослыми, а любовь и уважение вызывают чувство защищенности, которое необходимо для полноценного развития человека.
Третье условие – эмпатическое понимание, без которого принятие может означать просто благодушное отношение ко всем. Эмпатическое понимание включает в себя проникновение в чувства и мысли ребенка, умение видеть проблему с его позиции, встать на его место. Очень важны модели родительского поведения, так как они становятся основой не только приобретения привычек, но и выработки способов разрешения конфликтов, жизненных проблем. Если родители уходят от трудностей или прибегают к агрессии при столкновении с ними, то ребенок с большой вероятностью будет вести себя в аналогичной ситуации так же.
То же характерно и для межличностных отношений, дети осваивают те же отношения, которое они в течение длительного времени наблюдают в семье. Возможны ситуации, когда родители учат каким-то правилам поведения, но сами их не соблюдают, т.е. говорят одно, а делают другое. В такой ситуации более вероятным становится выбор примера родителей. Ребенок может и расширять модель поведения, так что его собственное поведение окажется для них неприемлемым, т.е. он может отвергать и то, чем родители дорожат. Вместе с тем дети не всегда принимают модели поведения своих родителей.
Причинами нарушения поведения и даже эмоциональных расстройств может быть разлука с родителями, жизнь вдали от семьи, потеря одного из родителей, ссоры и конфликты в семье.