Введение
Джон Равен пишет: «Общество нуждается в новых убеждениях и ожиданиях. Но их нельзя развивать безотносительно к личным системам ценностей, и система образования, школьного и социального, должна это учитывать. <…> Те, кто заинтересован в развитии компетентности, обязаны помочь людям задуматься о том, как должны функционировать организации и как они функционируют на самом деле, задуматься о своей роли и о роли других людей в обществе» [8, с. 74–75].
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года поставила перед образовательной школой ряд задач, одна из которых — формирование ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования [9].
Под ключевыми компетенциями здесь понимается целостная система универсальных знаний, умений, навыков, а так же опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся. Такой подход требует от педагога четкого понимания того, какие универсальные (ключевые) и специальные (квалификационные) качества личности необходимы выпускнику общеобразовательной школы в его дальнейшей профессиональной деятельности.
Это, в свою очередь, предполагает умение педагога составлять ориентировочную основу деятельности — совокупность сведений о деятельности, которая включает описание предмета, средств, целей, продуктов и результатов деятельности.
Таким образом, в настоящее время всё более актуальным
становится вопрос компетентностного подхода в образовании.
Современный заказ общества на образовательные услуги претерпевает множество изменений. Одним из таких изменений является требование к реализации компетентностного подхода в процессе обучения — т.е. от педагогов требуется научить детей тем знаниям, обучить тем умениям и развить те навыки, которыми современный ученик сможет воспользоваться в своей дальнейшей жизни.
Естественно, что реализовываться данный подход должен уже в начальной школе. Однако большинство школьных программ, используемых в современной начальной школе, создавались до появления компетентностного подхода.
В связи с этим уместен вопрос «Существует ли и реализуется ли компетентностный подход в современной начальной школе?» — данный вопрос встал перед нами при изучении психологической, дидактической и методической литературы. Мы решили найти ответ на этот вопрос на конкретном уровне — уровне уроков математики.
В ходе работы мы поставили перед собой цель— найти и выделить приёмы работы на уроках математики, которые способствовали бы реализации компетентностного подхода в начальной школе.
Для решения изложенной проблемы и реализации поставленной цели мы выдвинули перед собой следующие задачи:
— изучить психологическую, дидактическую, методическую и правовую литературу по проблеме исследования;
— найти и обозначить критерии компетентностного подхода на предметном уровне — уровне урока математики;
— выделить приёмы реализации компетентностного подхода на уроках математики в начальной школе;
— реализовать выделенные приёмы.
В ходе нашего исследования мы планируем воспользоваться теоретическими (анализировать литературу, выделять конкретные приёмы работы) и практическими (реализовывать выделенные приёмы работы) методами.
В качестве опытно–экспериментальной базы
мы намерены использовать работу с учениками 2б класса лицея «Развитие» (средней общеобразовательной школы №19) города Пскова.