Введение.

Одной из важнейших задач школ для неслышащих и слабослышащих детей является формирование слухо-зрительного восприятия речи окружающих людей.

Слухо - речевая реабилитация неслышащих и слабослышащих детей на протяжении нескольких десятилетий является одной из ведущих проблем коррекционной педагогики, в частности сурдопедагогики.

Учитывая огромную роль слуха в речевом и общем развитии человека, изучением остаточного слуха занимался ряд исследователей (Б. С. Преображенский, ф. А. Рау, Р. М. Боскис, Л. В. Нейман, В. И. Бельтюков, Е. П. Кузьмичева, Э. И. Леонгард, И. Г. Багрова и другие).

Актуальность названной проблемы усиливается в связи с тем, что слуху принадлежит ведущая роль в формировании речи, неречевые звуки участвуют во всех видах деятельности, являются ли они бытовыми навыками, профессиональным трудом или умением ориентироваться в пространстве, в природе и на улицах города, а снижение слуха ведет за собой задержку речевого развития детей, обуславливает происхождение дефектов произношения, оказывает отрицательное влияние на развитие мышления и общее развитие детей с нарушением слуха.

Цель данной работы – раскрыть роль слуха в общем развитии неслышащих детей и в развитии речи, выявить психологические основы развития слухового восприятия у глухих детей, определить оценку слухового восприятия неслышащих школьников.

Задачами нашей работы являются:

· Раскрытие методологических основ формирования речевого слуха и развития слухового восприятия;

· Определение сущности содержания процесса развития слухового восприятия речи;

· Определение оценки остаточной слуховой функции у глухих с точки зрения перспектив ее развития и использования для восприятия речи на слух;

· Овладение методами, приемами и средствами развития остаточного слуха у неслышащих учащихся.

Объект нашего исследования: процесс формирования и развития остаточного слуха, его роль в развитии слухового восприятия неслышащих школьников.

Предмет исследования – развитие неслышащих детей в зависимости от их остаточного слуха.

В нашей работе мы считаем необходимым выяснить возможности восприятия устной речи на слух (с помощью слухового аппарата) самой тяжелой категории учащихся со сниженным слухом – с врожденной или приобретенной в раннем возрасте глухотой.

Эта категория, в силу тяжести дефекта (отсутствия возможности воспринимать речь на слух), оканчивая специальные школы, своим остаточным тональным слухом практически не пользуется. Мир звучащей речи для них закрыт.

Также выявить наличие скрытых потенциальных возможностей тонального и речевого слуха у глухих, которые могут быть мобилизованы и развиты в процессе слуховой тренировки.

Исследование по развитию и использованию остаточного тонального слуха у глухих в сочетании с проведением комплекса других исследований, направленных на интенсификацию процесс развития и обучения глухих детей, позволит лучше решать важные задачи повышения уровня общего образования и трудовой подготовки глухих и тем самым лучше готовить их к жизни и труду в обществе.

Методическую основу работы по развитию слухового восприятия и речевого слуха составили труды Р. М. Боскис, В. И. Бельтюкова, Е. П. Кузьмичева, Л. В. Нейман, Ф. Ф. Рау, Ж. И. Шиф, Л. П. Назаровой, Э. И. Леонгарда, И. В. Королевой.

Теоретическое значение работы состоит в том, что проведенные исследования позволяют расширить и уточнить знания о роли остаточного слуха в развитии слухового восприятия неслышащих учащихся.

Надежность и достоверность данных, полученных в работе, обеспечивается применением методик, адекватных цели и объекту исследования, качественным анализом материала и использованием методов математической статистики.

Апробация осуществлялась в процессе экспериментальной работы в 5 «А» классе, школы-интерната №31, г. Санкт-Петербурга.

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>