Методика работы по развитию речевого слуха у глухих школьников.
К концу второго года обучения (1 класс) дети воспринимают контрольные слова как речевой сигнал, то есть в ответ называют какое-либо слово, слогосочетания или отдельные звуки. Часть учеников узнает знакомые на слух слова (мама, папа, мальчик, девочка). И только некоторые из них могут воспроизвести слово близко к образу (бабушка — бабочка).
Результаты восприятия на слух контрольных слов также соотносятся с уровнем снижения тонального слуха: чем ниже пороги и шире диапазон воспринимаемых частот, тем лучше результаты.
Учащиеся II—V классов контрольные слова воспринимают по-разному. У большинства из них к концу обучения во II классе количество правильных ответов не изменяется по сравнению с I классом, но характер восприятия существенно меняется: замены становятся более четкими и дифференцированными, что сказывается на увеличении числа воспроизведений, близких к образцу (тетрадь — сестра). Часть учащихся оказывается в состоянии правильно воспроизвести некоторые контрольные слова. Эти ученики, как правило, хорошо успевают и по развитию речи.
С III класса результаты восприятия контрольных слов в целом улучшаются и к концу V класса могут достигнуть 50% правильных ответов. При этом у учеников одного класса наблюдаются большие различия в восприятии. Наряду с высокими показателями у одних детей, у некоторых их одноклассников правильные ответы составляют не более 20%. Но что особенно важно, все учащиеся воспринимают контрольные слова как речевые сигналы, умеют выделять в большинстве из них определенные речевые элементы: длину слова, ударный слог, отдельные звуки и звукосочетания.
Таким образом, к концу обучения в V классе все глухие школьники должны уметь не только опознавать на слух речевой материал (тексты, фразы, словосочетания и слова), который включался в специальные слуховые упражнения, но и воспринимать на слух контрольные слова: воспроизводить их ритмическую структуру, отдельные элементы, часть слов воспринимать точно или близко к образцу. Кузьмичева Е П. считает, что на результаты восприятия, прежде всего, влияет уровень владения устной речью, способность ребенка по отдельным опознанным на слух признакам воспроизводить целостное высказывание (№22, с. 23).
При правильной организации работы в VI—X классах, несмотря на уменьшение времени на индивидуальные занятия, слуховая функция глухих школьников продолжает развиваться. Учащиеся средних и старших классов в процессе специальной работы по развитию слухового восприятия так же, как и в предыдущий период слуховой тренировки, овладевают грамотной внятной речью, тренируются в слухо-зрительном и слуховом восприятии речевого материала.
В этих классах при контрольных проверках, прежде всего, выявляется навык слухо-зрительного восприятия устной речи, поскольку, как выделяет Е. П. Кузьмичева, улучшение качества восприятия глухими устной речи — одна из важнейших задач обучения (№22, с. 24).
Учащимся VI—XII классов во время контрольных проверок предъявляется 20 фраз из речевого материала индивидуальных занятий, сначала для восприятия на слух, затем слухо-зрительно с помощью индивидуального слухового аппарата на расстоянии не менее 70 см — 1 м (№21, с. 21). Педагог, ведущий индивидуальные занятия, произносит фразы поочередно, два раза каждую, ассистент фиксирует в протоколе показатели ее восприятия.
В XI—XII классах слухо-зрительно воспринимаются фразы средней трудности, разработанные Э. В. Мироновой для оценки навыка чтения с губ оглохшими (№29, с. 25). В письменных работах учащиеся фиксируют то, что они восприняли. При повторном предъявлении фразы они могут исправить написанное. Для оценки рассматриваются более правильные ответы. При хорошо организованной работе по формированию и развитию устной речи глухих школьников уровень слухо-зрительного восприятия фраз должен составлять не менее 80%.