Введение
Актуальность
Проблема содержания обучения иностранным языкам продолжает оставаться одной из самых актуальных проблем методической науки. Это и естественно, ибо социальный заказ общества в области обучения иностранным языкам выдвигает в настоящее время задачу развития духовной сферы учащихся, повышения гуманистического содержания обучения, более полную реализацию воспитательно-образовательно-развивающего потенциала учебного предмета применительно к личности каждого ученика. Поэтому основная цель обучения иностранным языкам в средней школе состоит в развитии личности школьника, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации и самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой деятельности.
Коммуникативное и социокультурное развитие учащихся средствами учебного предмета «иностранный язык» осуществляется за счет правильной реализации лингвострановедческого подхода на уроках. Такой подход обеспечивает усвоение языка в тесной связи с иноязычной культурой, которая включает в себя разнообразные познавательные сведения об истории, литературе, архитектуре, быте, нравах, образе жизни и традициях народа страны изучаемого языка. Уроки страноведения вызывают у учеников потребность в дальнейшем самостоятельном ознакомлении со страноведческими материалами. И именно лингвострановедение должно служить опорой для поддержания мотивации, так как включает в себя два аспекта:
1. идет обучение языку.
2. дает сведения о стране изучаемого языка.
Актуальность исследования базируется на необходимости приобретения лингвострановедческих знаний в процессе изучения иностранного языка в средней школе.
Данная актуальность определяет цель
нашего исследования: изучить влияние страноведческого материала на коммуникативно-познавательную мотивацию учащихся и расширение общекультурного кругозора и разработать многоэтапную игровую модель по формированию кросскультурных знаний школьников.
Проблемой
исследования является готовность учащихся к восприятию лингвострановедческой информации и потребность проявления к ней интереса, который способствует созданию устойчивой мотивации. Решение данной проблемы составила цель исследования.
Объектом
исследования является мотивационный стимул учащихся к изучению культуры англо-язычных стран. Предметом
исследования является лингвострановедческий аспект в обучении иностранным языкам.
Гипотезой
исследования явилось предположение о том, что использование лингвострановедческого материала приводит к повышению мотивации в процессе обучения иностранному языку. Это создает более полное, глубокое осмысление специфических явлений, незнание которых ведет к недостаточному пониманию явлений, реалий изучаемого языка.
В соответствии с проблемой, целью и предметом поставлены следующие задачи:
1. Выявить уровень знаний учащихся в области страноведения и лингвострановедения англо-язычных стран.
2. Разработать доступную систему восприятия дополнительной информации по этой теме и экспериментально апробировать ее на основе игры «Умники и умницы».
3. Обновить некоторые компоненты содержания обучения в результате осуществления лингвострановедческого подхода на уроках иностранного языка.
4. Создать положительную мотивацию, способствующую самостоятельному поиску дополнительной страноведческой и культуроведческой информации.
Для достижения поставленной в работе цели были использованы следующие методы:
· изучение и анализ отечественной и зарубежной литературы по теме;
· наблюдение за учебным процессом;