Значение групповых игр со сверстниками для развития психики детей дошкольного возраста.
По словам Абрамовой, «именно в середине детства для полноценной уверенности в себе ребенку нужно общение со сверстником своего пола. Возможно, механизм этого явления еще мало исследован, но то, что ребенку нужны именно «ребенки», а не взрослые, подтверждается фактами и исследованиями». В данных исследованиях ( Бютнер К.[5 ], Рояк А.А.) показано, что владение игровыми навыками (что умеет делать) настолько велико, что дети нередко предпочитают грубого, эгоистичного, но «интересно играющего» сверстника доброму, но мало привлекательного в игре. В то же время эти же дети могут вполне объективно охарактеризовать своих товарищей со стороны более важных для совместной деятельности качеств – доброты, терпения, уживчивости. Но игра в дошкольный период приобретает личностный смысл, который реализуется в конкретных игровых навыках. Своим содержанием игра создает жесткие условия, которым надо соответствовать, чтобы стать участником этой ситуации. Как отмечает Рояк, через отношение сверстников к игровым качествам ребенка последний получает достаточно психологического материала для осознания динамических особенностей своего Я. Особенно активно сверстники избегают контактов с ребенком, который не только не умеет играть, но и не умеет сотрудничать – мешает игре. Не менее активно отвергаются дети, которые излишне подвижны и не умеют произвольно себя вести. Это также касается медлительных детей, не умеющих развивать необходимый динамизм действий. У таких детей остается неудовлетворенной их собственная потребность в совместной игре, и это может привести к психологическому конфликту со сверстниками.
Дошкольный возраст , по словам Абрамовой, это «колыбель неврозов всех видов, то есть таких нарушений в активности ребенка, которые останавливают ее развитие» [1 c. 441]. Невроз – это воспроизведение какой-то формы поведения, блокирующей всю активность. Страх – главная причина неврозов у пяти-семилетних детей, возникающая как глобальное, парализующее все проявление психической жизни явление.
К концу дошкольного периода ребенок осваивает свое психологическое пространство и возможность жизни в нем. Опасность этого периода состоит в том, что ребенок еще не знает меры своим физическим и умственным возможностям, поэтому его воздействие на себя и окружающих может быть чрезмерным. Поэтому взрослым людям принадлежит важная регулирующая и направляющая роль в развитии личности ребенка-дошкольника. Чтобы найти подход к детям, взрослые должны посмотреть на них с точки зрения развития, при этом , как указывает Г. Лэндрет, освободиться от своего мира реальностей и словесного выражения и войти в концептуально-экспрессивный мир ребенка, где естественной средой общения для ребенка является игра .