Введение
Существует множество методических пособий по курсу математики в средней школе, но в ходе моей работы мне не встретилось ни одного, в котором были бы собраны и обобщены данные, позволяющие учителям работать по ТЭО на уроках математики не выходя за рамки школьного курса.
Целью курсовой работы являлось определение оптимальных условий и реализации эвристических методов на уроках математики в средней школе.
Объектом работы выступает учебно-воспитательный процесс в школе.
Предметом – выступают теоретико-практические проблемы организации эвристического обучения учащихся на уроках математики (7 кл.).
Назовем конкретные задачи, которые определили содержание и структуру проведенного исследования в его теоретической и экспериментальной частях:
1. Провести историко-теоретический анализ проблемы эвристического обучения.
2. Изучить основные особенности ТЭО на уроках математики. Исследование творческого мышления учащихся 7 кл.
3. Определить условия и конкретные приемы активизации мыслительной деятельности посредством ТЭО на уроках математики у учащихся 7ых классов общеобразовательной средней школы.
4. Разработать нестандартные задачи как элемент эвристического обучения.
В соответствии с этими задачами использовались следующие методы исследования:
- теоретические методы: анализ литературных источников по философии, психологии, педагогике, связанных с проблемой ЭО;
- экспериментально-эмпирические методы: анализ содержания учебников, пособий для учителей по математике, изучение и обобщение опыта работы учителей математики и физики по организации эвристической учебной деятельности старшеклассников; беседы с учителями, классными руководителями, учащимися; анкетирование учителей и учащихся;
В процессе этого исследования была проведена серия уроков по экспериментальной методике использования нестандартных задач для эффективной активизации креативной мыслительной деятельности учащихся используя ТЭО.
Наша задача - вовлечь в творческую деятельность всех учащихся, и помочь всем ученикам открыть в себе способности, о которых они раньше и не подозревали. Все приемы должны быть направлены на развитие у ребят самой потребности в творческой деятельности, стремления к самоактуализации через различные виды творчества.
Согласно исследованиям дидактов[1], обучение творчеству школьников – это вооружение их умением осознавать проблему, намеченную учителем, а позднее – формулировать ее самому. Это развитие способностей выдвигать гипотезы и соотносить их с условиями задачи, осуществлять поэтапную или итоговую проверку решения несколькими способами; способностей переноса знаний и действий в нестандартную ситуацию или создания нового способа действий.
В соответствии с требованиями, предъявляемыми современной школой, обучение в ней должно ориентироваться на развитие эвристического мышления, обеспечивающего возможность самостоятельно приобретать новые знания, применять их в многообразных условиях окружающей действительности.