Музыкально-ритмические движения.
б) развивать чувство ритма, заключающееся в том, что дети чувствуют в музыке ритмическую выразительность, откликаются на нее и передают ее в движениях;
в) развивать художественно-творческие способности, которые могут проявляться в том, что они сами ищут способы отражения игрового образа, придумывают, комбинируют танцевальные движения, предлагают изменения в танцах.
Значительное место в музыкально-ритмическом воспитании принадлежит танцам. Как и другие движения они способствуют музыкальному развитию ребенка, приучают точно и изящно двигаться.
«Танцы – вид искусства, в котором основное средство создания художественного образа – движения и положения тела танцовщика».
Танцы состоят из простых народных и классических танцевальных движений. Их можно разделить на несколько видов:
а) танцы с зафиксированными движениями;
б) характерные танцы;
в) свободные танцы.
В танце с зафиксированными движениями за определенной музыкой определенная последовательность движений. Его построение зависит от структуры музыкального произведения. Например, «Танец-приглашение» состоит из 3-х частей: бег, кружение, притопывания – соответственно музыке, имеющей трехчастную форму.
Важную роль в музыкальном воспитании играют народные танцы, хороводы, в которых отражены чувства и обычаи разных народов. Разучивание их способствует формированию у детей чувства патриотизма, гордости за свою историю и традиции народа.
Характерные танцы состоят из таких движений, которые рельефно рисуют данный персонаж и свойственны только ему. Например, танец «снежинок», «медвежат».
Наиболее сложным видом является свободный танец (или творческий). В этом танце дети, прослушав музыку, должны самостоятельно исполнить те знакомые танцевальные движения, которые соответствуют звучащей музыке. Под украинскую народную музыку «Ой, лопнул обруч» можно выполнить и легкий четвертной бег, и «ковырялочку». Под плавную спокойную музыку русской народной песни «Выйду ль я на реченьку» можно двигаться «переменным» шагом по кругу или же кружиться парами вокруг себя, и т.п. Надо предупреждать детей, что нельзя повторять движения товарищей, каждый должен самостоятельно придумать и исполнить свой танец. Ребенку, плясавшему лучше всех, педагог, с целью поощрения, предлагает показать свой танец всем присутствующим.
Благодаря систематической и тщательной работе над танцевальными движениями детей, развиваются танцевальные навыки и эстетический вкус.
Основой хореографической подготовки учащихся является изучение танцевальных упражнений классической системы танца. Эти упражнения последовательны, имеют определенную форму, тренируют мышцы у детей, придавая им легкость и непринужденность движений.
Подготовка к исполнению народных танцев осуществляется в процессе изучения упражнений народно-сценического танца, элементов танцевальных композиций народных танцев, которые входят в репертуар данной группы. Упражнения народно-сценического танца дети изучают в небольшом объеме, для чего рекомендуется отбирать наиболее необходимые основные, которые помогают четкому и выразительному исполнению того или иного народного танца.