Введение
Информационный бум охватил все слои общества, включая и дошкольников. Жить в современном обществе, игнорируя такие явления, как телевидение, газеты, журналы, кино, радио, Интернет невозможно. Однако семейное воспитание зачастую уделяет недостаточно внимания тому, что ребенок смотрит по телевизору, слушает в наушниках, в какие компьютерные игры играет, каких литературных и киногероев обожает. Или – почему именно то, а не другое. Гораздо чаще в этой сфере ребёнок предоставлен сам себе, детское самосознание несформированно, поэтому дети как самые впечатлительные и неискушенные зрители подвергаются наибольшему воздействию со стороны визуальных СМИ (*средства массовой информации).
Ценностные установки ребенка еще не достаточно сформированы для адекватной оценки происходящего на экране. Нередко явные агрессивные действия главного экранного героя (грабежи, драки, убийства, поджоги и т.п.) оказываются как бы «незначительными» на фоне его побед и «признания» окружающих. В результате грань между добром и злом для того, кто сидит у экрана (в нашем случае это ребёнок-дошкольник) стирается. Вся последующая продукция с использованием подобных персонажей закрепляет в ребенке устойчивое представление, которое впоследствии бывает весьма сложно исправить, поменять.
Большинство детей в считанные секунды могут скопировать повадки и манеру поведения любимого киногероя или ведущего какой-нибудь популярной телепередачи, пропеть рекламную рифмовку, рассказать, что именно они узнали из средств массовой информации. Но, к сожалению, почерпнутые ими знания могут включать всякого рода негативную информацию. В наши дни для её получения детям достаточно только вставить кассету в видеомагнитофон, открыть журнал, или просто нажать кнопку…
Пагубное воздействие агрессивных тенденций на детей в первую очередь ощущают их родители. Порою именно родители нуждаются в поддержке, испытывая беспомощность в борьбе с идеями насилия, которые свободно транслируются через средства массовой информации.
Как сделать так, чтобы в этой непростой ситуации не замутить сознание ребёнка, не сломать его психику, не испортить его физическое здоровье? Эти и аналогичные проблемы
послужили началом для выбора темы нашего исследования, интегративного по своей сути, актуальность
которого бесспорна.
Цельисследования
: выявление зависимости влияния средств массовой информации на проявление уровня агрессивности старших дошкольников.
Объект исследования
: средства массовой информации как фактор развития детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования
: проявление уровня агрессивности детей старшего дошкольного возраста в зависимости от влияния различных средств массовой информации (на примере телеинформации).
Задачи исследования
:
1) Провести теоретический анализ сущности и типологии детской агрессивности;
2) Рассмотреть классификацию средств массовой информации и представить её характерологический анализ;
3) Подобрать диагностический инструментарий;
4) Провести экспериментальные исследования по теме исследования;
5) Проанализировать взаимосвязи проявления уровня агрессивности детей старшего дошкольного возраста в зависимости от телеинформации;
6) Разработать рекомендации для родителей и воспитателей ДОУ.
Гипотеза исследования
: мы предполагаем, что в современных социоусловиях проявление уровня агрессивности ребёнка-дошкольника во многом зависит от воспринимаемой им массовой информации (в частности, телеинформации).
Методы исследования
: теоретический анализ, наблюдение, опрос, анкетирование и др.
Практическая новизна исследования
. Впервые в рамках дипломных курсовых проектов на кафедре дошкольной педагогики и психологии ТвГУ поднимается проблема «телезависимости» дошкольников. Настоящее исследование может стать основанием для дальнейших научных разработках (особенно в плане диагностики уровня агрессивности дошкольников).
Структура работы
: дипломный проект состоит из введения, тезауруса, трёх глав, выводов, заключения, рекомендаций, списка литературы и приложений.
База исследования
: подготовительная группа ДОУ №11 г. Твери.