Психологические аспекты средств массовой информации
По данным психофизиологов, детям до двух лет телевизор противопоказан, детям от 2-6 лет можно смотреть телевизор от 15 до 40 минут в день, начиная с 6 лет - не более 1 часа в день. Дошкольник, сидящий перед телеэкраном постоянно слышит разговор, но овладение речью происходит только в живом, непосредственном общении с другими людьми. Ребёнку мало только слушать, ему необходимо участвовать в диалоге. Слова, не обращенные к нему лично и не предполагающие его ответа, не затрагивают волю ребёнка и не способствуют развитию его речевых навыков. Помимо этого телевизор как таковой предполагает бесконечный калейдоскоп картинок, сопровождаемых музыкой и отрывочными фразами. Осмысливать увиденное не нужно да и времени нет за одним кадром следует другой, они и «ведут» ребёнка, не оставляя ему возможности осознать увиденное. Ребёнок привыкает лишь пассивно воспринимать информацию. Он и в жизни как бы оказывается по ту сторону экрана и ждёт, когда кто- то «сделает» ему весело и интересно. Общение со сверстниками становиться формальным, дошкольнику не о чем разговаривать, обсуждать, гораздо проще нажать кнопку и ждать новых развлечений. И одно из самых негативных влияний на дошкольника, ребёнок становиться агрессивным. Дети не готовы адекватно воспринимать информацию с экрана, учёные выяснили, что только 50% родителей пытаются объяснить насильственные стороны, демонстрируемых телевидением, а 40% не придают никакого значения содержанию программ, которые смотрят их дети. Довольно часто на детской площадке дошкольного учреждения можно видеть такую картину: победитель с удовольствием бьёт побежденного, в то время как раньше, чтобы почувствовать себя победителем, достаточно было просто поймать противника. [53 с.27-28]
Однако бессмысленно исключать телевидение из жизни и воспитания дошкольника, но родители должны регулировать отношения ребёнка с телевизором, контролировать, то, что он смотрит. На практике же получается так, что в жизни современной семьи, экран заменяет дошкольнику читаемые ему взрослым сказки, мамины колыбельные, разговоры с папой. Телевидение не подходит на роль главного воспитателя: чрезмерное увлечение не идёт на пользу развитию психики дошкольника.
Вот некоторые специальные приёмы,
часто используемые в зарубежных мультфильмах (в особенности японского и американского производства) способные ввести маленького зрителя в состояние гипноза:
а) создание яркого видеоряда с целью образования определенного светового ощущения, и чем оно сильнее, тем сильнее к нему приковывается и внимание, а за вниманием и психика дошкольника;
б) такое же замечание следуете отнести и к звуковым эффектам;
в) новизна и необычность также привлекает к экрану ребёнка, потому что по закону движения и устремления психических процессов монотонность вызывает отвращение;
г) показ крупным планом лица мультгероя является особо действенным фактором гипнотизации, потому что, смотря на человеческое лицо, маленький телезритель сразу проникается к нему симпатией или отвращением , и, следовательно, глядя на симпатичное, располагающее лицо, он невольно остановит свое внимание на телеэкране.
д) эффекты быстрой вспышки, громкого звука, после которых резкое возбуждение нервной системы быстро сменяется торможением. Этот метод можно наблюдать как в детских мультфильмах, так и в различных рекламных и программных заставках, а также в теле- и кинофильмах.
е) Прерывание мультфильмов на самом трагическом месте побуждает ребёнка с нетерпением ждать следующей серии, что делает его заинтересованным и, вследствие этого, открытым для нового сеанса внушения.
ж) Видео - компьютерные спецэффекты мгновенно вторгаются в психику, вызывая ее частичное разрушение с целью внушения или изменения психических процессов
з) Еще в начале XX века ученый В. М. Бехтерев открыл определенный набор сигналов и мелодий, которые открывают вход в подсознание человека. Следует сообщение, которое независимо от человека хорошо откладывается в его памяти. А после - снова мелодия, которая уже закрывает вход в подсознание нежелательной внешней информации
и) Телевизионная съемка и последующий монтаж могут создать идеальное событие, идеального человека, идеальное государство, и наоборот, т.е. можно обратить правду в ложь, ложь в правду.
Перечисленные методы гипнотического воздействия
на человека широко используются во всем мире. Очень важной проблемой при рассмотрении влияния телевидения на массы являются дети. А дети из-за отсутствия у них полного осознания границ реальности, все события, которые происходят перед их глазами, воспринимают как настоящие. Убийство и насилие не вызывают у них чувств страха или отвращения, потому что они, в результате привыкания к телевизионным передачам, для них естественны и реальны. [27, с.30]