Заключение
Таким образом, специфичность профессионального развития учителя проявляется в том, что оно во всех сторонах представляет собой развитие собственно человеческого в человеке - развитие индивидуальности, и следовательно, правомерно не отделять понятие “профессионал” от понятия “человеческая индивидуальность” при рассмотрении профессионального развития учителя. Это необходимо учитывать при конкретизации целей развития компетентности учителя. Единство профессионального и личностного развития учителя проявляется в том, что целью профессионального развития является целостное качество его индивидуальности. В этом видится сходство развития учителя с развитием учащегося. Но существуют и различия, обусловленные сменой ведущего типа деятельности: в одном случае ведущей является профессиональная деятельность, в другом - учебная. Но и учебная деятельность “вплетается” в профессиональную, является ее составной частью, поскольку без учения невозможно эффективное развитие компетентности и индивидуальности как главного рабочего инструмента учителя. Единство профессиональной и учебной деятельности учителя становится более очевидным, если придерживаться определения, согласно которому учебная деятельность отличается от любой другой тем, что она не только объективно направлена на развитие индивидуальности, как и все другие виды деятельности, но и субъективно имеет такую цель.