Введение

«Музыкально-ритмическое воспитание оказывает огромное влияние на развитие воли, харак­тера и интеллекта человека .»

(Эмиль Жак-Далъкроз)

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыка и музыкальное воспитание играют особую роль во всестороннем, полноценном развитии ребенка. Развитие музыкальных способностей, как и формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте.

Музыка - одно из могучих средств эстетического воспитания детей, воспроизводящее окружающую нас действительность в звуковых образах. Общение с музыкой способствует музыкально-эстетическому становлению ребенка, развивает основы его музыкальности (под музыкальностью принимается умение ребенка (слушателя) воспринимать в музыке определенное содержание), а музыкальная деятельность оказывает положительное влияние на общее развитие ребенка. В этой связи большое место отводится музыке в детском саду, - она звучит и на музыкальных занятиях, и в самостоятельной музыкальной деятельности, и во время праздников и развлечений. Так, например, использование музыки на занятиях физической культуры содействует созданию правильных представлений о характере движений, вырабатывает выразительность, точность и индивидуальность в манере исполнения упражнений.

Воздействие музыки положительно сказывается на эмоциональном состоянии детей, дает возможность им получить общее эстетическое, моральное и физическое развитие. Она концентрирует внимание, память, восприятие, поддерживает работоспособность, усиливая эффект выполняемых упражнений, и улучшает педагогический процесс.

Педагоги дошкольных учреждений должны воспитывать у детей чуткость, восприимчивость к красоте, эмоциональную отзывчивость, научить их видеть прекрасное в окружающей жизни.

Содержание музыкального воспитания, сформулированное в «Программе воспитания и обучения в детском саду», предусматривает:

- воспитание у детей восприимчивости, интереса и любви к музыке;

- развитие эмоциональной отзывчивости на музыку;

-приобщение детей к разнообразным видам музыкальной деятельности (слушанию, пению, музыкально-ритмическим движениям, игре на детских музыкальных инструментах); что позволяет развивать общую музыкальность ребенка, его творческие способности. На основе полученных детьми знаний о музыке у них формируется сначала избирательное, а потом и оценочное отношение к ней, появляются начальные формы музыкального вкуса.

Музыкальное воспитание детей должно быть направлено, прежде всего, на развитие восприимчивости к языку музыки, способности к эмоциональному отклику, ассоциативному художественно-образному представлению, а также на активизацию музыкально-слуховых способностей и потребности слушать музыку.

Развитие ритмического слуха является неотъемлемой частью в развитии музыкальности детей. Оно помогает вызвать желание активно и с радостью участвовать в различных видах музыкальной деятельности: восприятии музыки, пении, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах, музыкально-дидактических играх и т.д.

Значение развития ритмического слуха в музыкальном воспитании ребенка заключается в том, что оно:

-помогает развитию музыкальных способностей и обогащает эмоциональный мир детей;

-развивает познавательные способности;

-воспитывает активность, дисциплинированность, чувство коллективизма;

Таким образом, выбранную тему исследования мы считаем актуальной.

Цель исследования: определить эффективные условия развития ритмического слуха у детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс музыкального воспитания в ДОУ.

Предмет исследования: педагогические условия развития ритмического слуха у детей старшего дошкольного возраста

Гипотеза исследования: развитие у детей ритмического слуха будет наиболее эффективным при условии:

- сопровождения слушания музыки и изучения музыкальных произведений на музыкальных занятий музыкально-ритмическими движениями, соответствующими по характеру эмоциональной окраске музыки;

-использования нетрадиционных форм обучения на занятиях музыки в

ДОУ

Для решения цели и гипотезы исследования мы ставим следующие задачи:

- изучить психолого-педагогические основы проблемы развития музыкальных способностей

- выявить уровень развития у детей старшего дошкольного возраста ритмического слуха как компонента музыкальной способности;

- определить педагогические условия, способствующие наиболее эффективному развитию ритмического чувства и проверить их в ходе опытно-экспериментальной работы; Методы исследования:

- наблюдение;

- педагогический эксперимент;

-количественная и качественная обработка результатов исследований; Теоретической основой исследования: являются психолого-педагогические и эстетические исследования, связанные с темой курсовой работы. Изучались труды известных педагогов и психологов, таких как: Теплов Б.М., Ветлугина Н.А., Холопова В.Н., Саямов М., Кабалевский Д.Б., Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили М.Л. Петрушин В.И., Зимина А.Н., Школяр Л.В. и др.

Перейти на страницу: 1 2

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>