Введение
«Музыкально-ритмическое воспитание оказывает огромное влияние на развитие воли, характера и интеллекта человека .»
(Эмиль Жак-Далъкроз)
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыка и музыкальное воспитание играют особую роль во всестороннем, полноценном развитии ребенка. Развитие музыкальных способностей, как и формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте.
Музыка - одно из могучих средств эстетического воспитания детей, воспроизводящее окружающую нас действительность в звуковых образах. Общение с музыкой способствует музыкально-эстетическому становлению ребенка, развивает основы его музыкальности (под музыкальностью принимается умение ребенка (слушателя) воспринимать в музыке определенное содержание), а музыкальная деятельность оказывает положительное влияние на общее развитие ребенка. В этой связи большое место отводится музыке в детском саду, - она звучит и на музыкальных занятиях, и в самостоятельной музыкальной деятельности, и во время праздников и развлечений. Так, например, использование музыки на занятиях физической культуры содействует созданию правильных представлений о характере движений, вырабатывает выразительность, точность и индивидуальность в манере исполнения упражнений.
Воздействие музыки положительно сказывается на эмоциональном состоянии детей, дает возможность им получить общее эстетическое, моральное и физическое развитие. Она концентрирует внимание, память, восприятие, поддерживает работоспособность, усиливая эффект выполняемых упражнений, и улучшает педагогический процесс.
Педагоги дошкольных учреждений должны воспитывать у детей чуткость, восприимчивость к красоте, эмоциональную отзывчивость, научить их видеть прекрасное в окружающей жизни.
Содержание музыкального воспитания, сформулированное в «Программе воспитания и обучения в детском саду», предусматривает:
- воспитание у детей восприимчивости, интереса и любви к музыке;
- развитие эмоциональной отзывчивости на музыку;
-приобщение детей к разнообразным видам музыкальной деятельности (слушанию, пению, музыкально-ритмическим движениям, игре на детских музыкальных инструментах); что позволяет развивать общую музыкальность ребенка, его творческие способности. На основе полученных детьми знаний о музыке у них формируется сначала избирательное, а потом и оценочное отношение к ней, появляются начальные формы музыкального вкуса.
Музыкальное воспитание детей должно быть направлено, прежде всего, на развитие восприимчивости к языку музыки, способности к эмоциональному отклику, ассоциативному художественно-образному представлению, а также на активизацию музыкально-слуховых способностей и потребности слушать музыку.
Развитие ритмического слуха является неотъемлемой частью в развитии музыкальности детей. Оно помогает вызвать желание активно и с радостью участвовать в различных видах музыкальной деятельности: восприятии музыки, пении, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах, музыкально-дидактических играх и т.д.
Значение развития ритмического слуха в музыкальном воспитании ребенка заключается в том, что оно:
-помогает развитию музыкальных способностей и обогащает эмоциональный мир детей;
-развивает познавательные способности;
-воспитывает активность, дисциплинированность, чувство коллективизма;
Таким образом, выбранную тему исследования мы считаем актуальной.
Цель исследования: определить эффективные условия развития ритмического слуха у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс музыкального воспитания в ДОУ.
Предмет исследования: педагогические условия развития ритмического слуха у детей старшего дошкольного возраста
Гипотеза исследования: развитие у детей ритмического слуха будет наиболее эффективным при условии:
- сопровождения слушания музыки и изучения музыкальных произведений на музыкальных занятий музыкально-ритмическими движениями, соответствующими по характеру эмоциональной окраске музыки;
-использования нетрадиционных форм обучения на занятиях музыки в
ДОУ
Для решения цели и гипотезы исследования мы ставим следующие задачи:
- изучить психолого-педагогические основы проблемы развития музыкальных способностей
- выявить уровень развития у детей старшего дошкольного возраста ритмического слуха как компонента музыкальной способности;
- определить педагогические условия, способствующие наиболее эффективному развитию ритмического чувства и проверить их в ходе опытно-экспериментальной работы; Методы исследования:
- наблюдение;
- педагогический эксперимент;
-количественная и качественная обработка результатов исследований; Теоретической основой исследования: являются психолого-педагогические и эстетические исследования, связанные с темой курсовой работы. Изучались труды известных педагогов и психологов, таких как: Теплов Б.М., Ветлугина Н.А., Холопова В.Н., Саямов М., Кабалевский Д.Б., Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили М.Л. Петрушин В.И., Зимина А.Н., Школяр Л.В. и др.