Ритмический слух как основа музыкальности

Ритм переживается как смена эмоциональных напряжений и разрешений, которые при точных маятникообразных повторениях исчезают. В ритме, таким образом, объединены статические и динамические признаки. Но, поскольку критерий ритмичности остается эмоциональным, и, следовательно, в значительной мере субъективным, границы, отделяющие ритмичные движения от хаотичных и механических, не могут быть строго установлены, что делает законным и описательный подход, лежащий в основе многих конкретных исследований, как речевого (в стихах и прозе), так и музыкального ритма.

Чередование напряжений и разрешений (восходящих и нисходящих фаз) придает ритмическим структурам периодический характер, что следует понимать не только как повторение определенной последовательности фаз, но и как ее «закругленность», дающую повод к повторению, и завершенность, позволяющую воспринимать ритм и без повторений.

В музыке мы можем отнести к ритму фразировочные и артикуляционные единицы внутри музыкальных периодов (период - построение, выражающее законченную музыкальную мысль; он может повторяться (куплетная форма) или быть составной частью более крупной формы, вместе с тем он представляет собой наименьшее образование, которое может быть самостоятельным произведением) и предложений, определяемые не только смысловыми (синтаксическими), но и физиологическими условиями; и сопоставимые по величине с такими физиологическими периодичностями, как дыхание и пульс, которые являются прообразами двух типов ритмических структур.

По сравнению с пульсом дыхание менее автоматизировано, дальше от механической повторности и ближе к эмоциональным истокам ритма, его периоды обладают ясно воспринимаемой структуры и четко разграничены, но их величина, в норме соответствующая приблизительно 4-м ударам пульса, легко отклоняется от этой нормы.

Дыхание лежит в основе речевой и музыкальной фразировки, определяя величину основной фразировочной единицы - колонна (в музыке ее часто называют «фразой», а также «ритмом» -например, А. Рейха, М. Люсси, А.Ф. Львов), создавая паузы и естественную форму мелодической каденции (буквально «Падения» - нисходящей фазы ритмической единицы), обусловленную понижением голоса к концу выдоха. В чередовании мелодических повышений и понижений - сущность «свободного, несимметричного ритма» (Львов) без постоянной величины ритмических единиц, характерной для многих фольклорных форм (начиная с первобытных и кончая русскими протяжными песнями), григорианского хорала, знаменного распева и т.д .

Этот мелодический или интонационный ритм, для которого имеет значение линеарная, а не ладовая сторона мелодии, становится равномерным благодаря присоединению пульсационной периодичности, что особенно появляется в песнях, связанных с телодвижениями (плясовых, игровых, трудовых). Повторяемость преобладает в ней над оформленностью и разграниченностью периодов,

завершение периода - это импульс, начинающий новый период, удар, по сравнению с которым остальные моменты как неударные являются второстепенными и могут быть заменены паузой.

Пульсационная периодичность свойственна ходьбе, автоматизированным трудовым движениям, в речи и музыке она определяет темп - величину промежутков между ударениями. Деление пульсацией первичных ритмико-интонационных единиц дыхательного типа на равные доли, порожденное усилением моторного начала, в свою очередь, усиливает двигательные реакции при восприятии и тем самым ритмические переживания.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>