Ритмический слух как основа музыкальности
Итак: ритм - воспринимаемая форма протекания во времени каких-либо процессов. Многообразие проявлений ритма в различных видах и стилях искусств, не только во временных, но и в пространственных, а также за пределами художественной сферы (т.е. речь, ходьба, трудовые процессы и т.д .), породило множество зачастую противоречащих друг другу определений ритма, что лишает это слово терминологической четкости. Среди них можно наметить три нерезко разграниченные группы:
1. В самом широком понимании Ритм - временная структура любых воспринимаемых процессов, один из трех (наряду с мелодией и гармонией) основных элементов музыки, распределяющий по отношению ко времени (по выражению П. И. Чайковского) мелодического и гармонического сочетания Ритма, образуют акценты, паузы, членение на отрезки (ритмические единицы различных уровней вплоть до отдельных звуков), их группировка, соотношение по длительностям и т.п.
2. В более узком смысле Ритм - это последовательность длительностей звуков, отвлеченная от их высоты (т.е. ритмический рисунок, в отличие от мелодического).
3. Такому описательному подходу противостоит понимание ритма как особого качества, отличающего ритмичные движения от неритмичных. Этому качеству даются диаметрально противоположные определения, о которых говорилось выше.
От ритма зависят если не все, то большинство средств выразительности в музыке.
Восприятие и переживание музыкального ритма воздействует на активно-двигательную природу человека. Поэтому музыкальное переживание, развертывающееся во времени, имеет не только слуховую, но и двигательную природу, т.е. всегда связано с различными движениями, как при исполнении музыки, так и при ее восприятии. Покачивание корпусом, отбивание сильных долей такта рукой или ногой, подпевание голосом - все это есть проявление моторной природы музыкального переживания, в которой различают метрическую и ритмическую пульсацию.
Метрические ощущения связаны с непрерывным чередованием опорных и неопорных звуков. Подобное чередование сильных и слабых долей есть отражение всеобщих процессов жизни, связанных периодическим чередованием периодов активности и покоя.
Ритм сам по себе может быть сильным выразительным эмоциональным средством (в пример можно поставить слова Станиславского: «У каждой человеческой страсти, состояния, переживания свой темпо-ритм»).
Ритмический слух - это комплексная способность, включающая в себя восприятие, понимание, исполнение, созидание ритмической стороны музыкальных образов.
Восприятие музыкального ритма - активный процесс, в котором участвует вся личность человека, в том числе три анализатора (три органа чувств): слух, зрение и, что особенно важно, нервы двигательного аппарата.
Восприятие ритма вызывает двигательную реакцию, которая бывает особенно непосредственной и живой у детей.