Развитие ритмического слуха у детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях.
Задачи, которые ставятся перед детьми в процессе движения под музыку, заключаются в следующем:
1. Побудить детей к восприятию ритмической выразительности в музыке и передачи ее в движениях.
2. Приобщить детей к элементарным музыкально-ритмическим движениям:
- двигаться в соответствии с ярко выраженным характером музыки (весело плясать радостную плясовую, энергично «маршировать» под ритмичный марш и т.д.);
- менять движения под тихую и громкую музыку (например, на тихую музыку пляшут пальчики, на громкую - ладошки);
- различать разные по характеру части в музыке и менять движения в соответствии с разнохарактерной музыкой.
3. Приобщить к элементарным танцевальным движениям.
4. Побудить детей к первоначальным музыкально-творческим проявлениям.
На занятиях по музыкальному воспитанию можно наблюдать, как вялые, пассивные дети становятся активными, а возбужденные - дисциплинированными.
Уже к шести годам дети не только ощущают метроритмические акценты, но и могут частично воспроизвести ритмический рисунок музыкального произведения. Так, в хороводе «На горе-то калина» (русская народная мелодия) на припев «Ну что ж, кому дело калина» дети делают четыре хлопка и три прихлопа. Это уже ритмический рисунок.
Дошкольный возраст - это период накопления музыкальных впечатлений, интенсивного развития музыкального восприятия. В зависимости от возрастного развития характер музыкально-ритмической деятельности детей изменяется.
В процессе музыкально-ритмических движений осуществляются как общие задачи музыкального воспитания, так и следующие специальные задачи:
- развитие музыкального восприятия, музыкально-ритмического чувства и в связи с этим ритмичности движений;
- обучение детей согласованию движений с характером музыкального произведения, наиболее яркими средствами музыкальной выразительности, развитие пространственных и временных ориентировок;
- обучение детей музыкально-ритмическими умениями и навыкам через игры, пляски и упражнения;
развитие художественно-творческих способностей. Итак, в процессе занятий музыкально-ритмическими движениями укрепляется организм ребенка; развивается музыкальный слух, ритмический слух, память, внимание; воспитываются морально-устойчивые качества - ловкость, точность, быстрота, целеустремленность, вырабатываются такие свойства движения, как мягкость, пружинистость, энергичность, пластичность; улучшается осанка детей.
При этом, слушание музыки тесно связано с движениями под музыку. Ребенок сам чувствует ритмическую выразительность и желает передать ее в движениях.
Музыкальный ритм способствует упорядочению движения и облегчает овладение им. Таким образом, музыкально-ритмическое движение является средством развития эмоциональной отзывчивости на музыку и чувства музыкального ритма.
Задача воспитателя состоит в том, чтобы развить в детях умение быстро выполнять предлагаемые им движения и, в случае надобности уметь затормозить их (т.е. развивать активное торможение), под влиянием музыки.
В педагогическом процессе необходимо учитывать индивидуальное своеобразие природных задатков каждого ребенка, а также качественное своеобразие развития музыкальных способностей.