Выявление развития ритмического слуха у детей старшего дошкольного возраста
С целью выявления эффективных условий развития ритмического слуха у детей старшего дошкольного возраста, мы провели диагностику музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста.
В нашем экспериментальном исследовании участвовали дети подготовительного класса хореографического отделения Харбалахской детской музыкальной школы Таттинского улуса. Всего принимало участие 20 детей.
Задачи нашего исследования:
1. Определить влияние развития ритмического слуха у детей старшего дошкольного возраста на общий уровень развития музыкальности.
2. Выявить уровень развития у детей старшего дошкольного возраста ритмического слуха как компонента музыкальности;
3. Выявить эффективные условия развития ритмического слуха у детей старшего дошкольного возраста.
Были проведены ряд занятий по поставленным задачам:
1. Определение влияния развития ритмического слуха у детей старшего дошкольного возраста на общий уровень развития музыкальности:
I серия. Задания направлены на формирование музыкально-ритмических движений под музыку различного характера:
Детям были поставлены для прослушивания пять произведений различных жанров: марш (П.И.Чайковский «Марш деревянных солдатиков», «Сладкая греза», «Болезнь куклы из «Детского альбома», в приложении №10; М.И.Глинка «Прощальный вальс», приложение №10; Ф.Шуберт «2 экосеза», приложение №10).
Мы наблюдали следующие показатели. Дети хорошо двигаются под музыку бодрую, энергичную, маршеобразную, а также веселую, задорную, плясовую. Плавные же и напевные, медленные движения им даются с небольшим трудом.
Критерий формирования музыкально-ритмических движений:
высокий показатель - музыкально-ритмические движения помогают передавать характер музыкального произведения, (при этом ребенок самостоятельно начинает и заканчивает движение вместе с музыкой, меняет движения в ответ на звучание каждой части музыкального произведения, т.е. характера, образа каждого музыкальной фразы).
средний показатель - ребенок выражает под музыку движения общего характера, темпа и метроритма.
низкий показатель - движения ребенка не отражают характер музыки и не совпадают с темпом, ритмом, он ориентирован только на начало и конец звучания произведения, а также на счет и показ взрослого.
Были получены следующие результаты (см. таблицу № 1, приложение 5).
1. Движения (энергичная ходьба) под бодрую, энергичную, маршевую музыку:
а). Высокий показатель - 16 человек - 80 %
б). Средний показатель - 3 человека - 15 %
в). Низкий показатель - 1 человек - 5 %
2. Веселые, энергичные движения под задорную плясовую мелодию:
а). Высокий показатель - 13 человек - 65 %
б). Средний показатель - 7 человек - 35 %
в). Низкий показатель - 0 человек - 0 %
3. Знакомство детей с вальсообразной музыкой, ее плавным и изящным характером и использование при этом движения руками в такт музыки.
а) Высокий показатель - 7 человек - 35 %
б) Средний показатель - 11 человек - 55 %
в) Низкий показатель - 2 человека - 10 %
4. Знакомство детей с напевным, плавным характером колыбельной песни, предложив передать ее равномерное звучание в свободных покачиваниях. При этом можно попросить детей сохранять взятый темп движения и без музыки:
а) Высокий показатель - 15 человек - 75%
б) Средний показатель - 3 человека - 15%
в) Низкий показатель - 2 человека - 10%
5. Сопровождение грустной песни, ее певучего, медленного звучания тяжелым, медленным, шагом.
а). Высокий показатель - 14 человек - 70 %
б). Средний показатель - 5 человек - 25 %
в). Низкий показатель - 1 человек - 5 %
Итак, высокому показателю соответствует 30 % всей группы, среднему показателю - 60 %, а низкому показателю -10 % всех детей.