Сравнительный анализ исследования
С целью проверки решения задач цели и поставленной гипотезы, нами был проведен следующий контрольный этап.
На контрольном занятии были предложены следующие задания:
1. Показать музыкально-ритмические движения под музыку различного характера.
2. Определить и описать характер музыкального произведения.
3. На исполнение педагогом музыкального произведения простучать сильную и слабую долю.
4. Прохлопывание ритмического рисунка определенного музыкального фрагмента. По полученным данным мы выяснили (см. таблицу № 5, приложение 9), что:
I. Показатель формирования музыкально-ритмических движений под музыку различного характера у детей значительно повысился:
Результат констатирующего Результат контрольного этапа:
высокий показатель - 30% высокий показатель - 90%
средний показатель - 60% средний показатель - 10%
низкий показатель — 10 % низкий показатель - 0 %
Высокий показатель увеличился на 60 %, средний стал 10 %, а низкий - 0 %.
П. Определение характера (образа) музыкального произведения дало следующий показатель: высокий уровень повысился на 60 %, средний стал - 15 %, а низкий - 0 %.
Результат констатирующего Результат контрольного
этапа: этапа:
высокий уровень - 25 % высокий уровень - 85 %
средний - 65% средний - 15 %
низкий -10%) низкий - 0 %
III. Выявление равномерности метрической пульсации под музыку различного характера показало следующий результат:
Результат констатирующего Результат контрольного
этапа: этапа:
высокий уровень - 55 % высокий уровень - 55 %>
средний - 35 % средний - 45 %
низкий -10%) низкий - 0 %
Т.е. средний уровень повысился на 10 %, а высокий остался прежним.
IV. Выявление ритмичности с помощью прохлопывания ритмического рисунка музыкального фрагмента на данном этапе соответствует следующим показателям:
Результат констатирующего Результат контрольного
этапа:
высокий уровень - 25 % высокий уровень - 80%
средний - 65 % средний - 10%
низкий - 10 % низкий - 10 %
Т.е. высокий уровень стал на 55 % больше, средний уровень показывает 10 %>, а низкий так и остался на прежнем месте.
Итак, на данном этапе показатель уровня каждого вида работы значительно улучшился:
1. Высокому уровню (5 баллов) соответствует 45 % детей всей группы;
2. Среднему уровню (4-3 балла) - 55 % детей;
3. Низкому уровню (2 балла) - 0 %.
Таким образом, сопоставив с данными констатирующего эксперимента, мы выяснили, что специально организованные занятия способствуют развитию музыкальных способностей у детей.
По результатам нашего исследования видно, что:
Во-первых, влияние развития ритмического слуха у детей старшего дошкольного возраста на общий уровень развития музыкальности чрезвычайно велико, а сопровождение слушания музыки и изучения музыкальных произведений музыкально-ритмическими движениями, соответствующими по характеру эмоциональной окраске музыки значительно облегчает их восприятие и осознание.
Во-вторых, музыкальный ритм формируется в процессе систематических занятий и легче усваивается благодаря использованию нетрадиционных форм обучения, уровень его развития значительно улучшился после проведенного эксперимента.
Таким образом, наша гипотеза частично подтвердилась.