Социально – педагогическая запущенность у детей.
Рассмотрев понятие «педагогическая запущенность», мы пришли к выводу о необходимости рассмотрения понятия «социально-педагогическая запущенность, т.к. с одной стороны она является составляющей частью педагогической запущенности, а с другой – это самостоятельное явление.
По определению Овчаровой Р.В., социально – педагогическая запущенность есть состояние личности ребенка, которая проявляется в
несформированности у него свойств субъекта деятельности, общения, самосознания и концентрированно выражается в нарушенном образе «Я». () Это состояние обусловлено социально – педагогическими условиями, в которых развивается ребенок: с одной стороны, он должен обладать социальной активностью, с другой - воспитательное окружение сдерживает его.
Социальная запущенность формируется под влиянием соответствующего фактора, который, преломляясь в конкретной ситуации развития ребенка, вызывает определенные деформации его личности. Основными проявлениями социальной запущенности в детском возрасте являются неразвитость социально – коммуникативных качеств и свойств личности, низкая способность к социальной рефлексии, трудности в овладении социальными ролями.
Социальная запущенность противоположна воспитанности, как определенному уровню развития социально – значимых свойств и качеств личности, становясь тем самым основой трудновоспитуемости и социальной запущенности.
Педагогическая запущенность обусловленная, прежде всего недостатками воспитательно-образовательной работы, следствием которых является не сформированность ребенка как субъекта учебно-познавательной, игровой и других видов деятельности. Ее проявлениями следует считать труднообучаемость, трудновоспитуемость, т.е. собственно педагогическую трудность ребенка и слабо выраженную индивидуальность в учебно-познавательном процессе /31/.
Педагогическая запущенность – это состояние противоположное развитости, образованности (обученности): отсутствие необходимого запаса знаний, слабое овладение способами и приемами их приобретения и неразвитости учебно-познавательных мотивов. Социальный и педагогический аспекты запущенности взаимосвязаны и взаимообусловлены. Общесоциальные умения и навыки переносятся в игру и учение, помогая овладеть ими. Неуспешность в деятельности, в обученности, необразованность, в том числе не владение знаниями социально – этического характера, влияют на уровень социального развития ребенка, его адаптацию в школе, среди друзей.