Критерии оценки социально - педагогической запущенности.
В качестве критериев для оценки социально – педагогической ситуации развития ребенка нами приняты следующие параметры:
1.Характер воспитательного окружения:
- ориентированное на ребенка, полное стабильное, положительно воздействующее;
- неустойчивое в отношении к ребенку, неполное (полное), нестабильное, противоречиво воздействующее;
- безразличное к ребенку, неполное (полное), стабильное (нестабильное) дезорганизующее;
- враждебное к ребенку, неполное (полное), нестабильное, негативно воздействующее на ребенка.
2.Характер воспитательно-образовательной работы с детьми:
- личностно – ориентированный, развивающий, эффективный;
- целерациональный, репродуктивно-адаптивный, достигающий цели путем личностных жертв;
- анонимный, информационно – репродуктивный, эффективный.
3.Характер внутренней позиции ребенка:
- взаимодействие(относительная независимость, устойчивость, сопротивляемость);
- противодействие (гипернезависимость, упрямство, негативизм, трудновоспитуемость);
- бездействие (гиперзависимость, неустойчивость, податливость).
Ребенок проходит через три стабильные воспитательные среды: семью, детский сад и школу. И каждая среда создает массу социально – педагогических ситуаций для его развития, которые по-разному отражаются на результатах последнего.
Социально – педагогическая запущенность берет начало в раннем детстве примерно в трехлетнем возрасте, т.е. совпадает с началом развития самосознания ребенка, его правилосообразного поведения и нормативной деятельности. При неблагоприятной ситуации развития признаки и проявления запущенности накапливаются и переходят в качественное образование – симптомокомплексы. Проявляются они сначала в поведении ребенка, не затрагивая его личность, находящуюся в стадии становления (дошкольное детство). В дальнейшем запущенность распространяется на личностный уровень.
В младшем школьном возрасте, в связи с переходом к учению в развитии запущенности главную роль начинают играть школьные факторы: непосильность требований, перегрузка учебными заданиями, отрицательная оценка результатов учения, методика негативного стимулирования поведения. Возникает дидактическая запущенность. В этом случае при наличии неблагоприятной ситуации развития в семье, детском саду и школе затрагиваются все личностные структуры ребенка, начинают складываться дисгармонии психосоциального развития ребенка, нарушаются процессы формирования самосознания личности, тормозится развитие ее субъективных свойств. В итоге ребенок оказывается социально дезадаптированным. Выход из этой ситуации возможен лишь при изменении методов воспитания и обучения ребенка, при социальной работе с ним. В зависимости от характера динамики, выраженности признаков, уровня средовой адаптации и уровня овладения социально значимой деятельностью можно выделить латентную, начальную и выраженную степень социальной запущенности ребенка /31/.