Степени социально педагогической запущенности.
При определении степени социально – педагогической запущенности можно ориентироваться на следующие критерии:
-характер динамики запущенности (количественная, качественная, интегративная),
-выраженность признаков запущенности (неразвитость социально – коммуникативных качеств),
-низкая способность к социальной рефлексии,
-трудности в овладении социальными ролями,
-общая необразованность (необученность, неразвитость),
-уровень средовой адаптации (семья, школа, детский сад, неформальная группа сверстников)
- уровень овладения социально значимой деятельностью (ролевая игра, учение).
1.Латентная (легкая) степень запущенности характеризуется количественной динамикой, незначительными, трудно отличаемыми от возрастных проявлений (кризисов) отклонениями в социальном и нравственном развитии ребенка. В нем как личности преобладают положительные свойства; отрицательные качества однородны по своему составу, т.к. вызываются влиянием какого – то одного доминирующего отрицательного фактора, чаще всего семейного; степень проявления признаков запущенности слабая и средняя, характер проявления эпизодический, ситуативный. Ребенок хорошо чувствует себя в семье и пытается адаптироваться в группе сверстников. Отношение к учению не выраженное, обнаруживаются первые симптомы не успешности из – за начинающего проявляется отставания в развитии психических процессов, отсутствия соответствующего возрасту уровня знаний, умений и навыков, недостатка социально опыта.
2.Начальная (средняя) степень – это углубление отклонений в социальном и нравственном развитии ребенка. Выраженная степень запущенности – количественная динамика переходит в качественную. Положительные свойства личности, неподкрепляемые в процессе совместной деятельности и общения со взрослыми и сверстниками, теряют свою глубину, проявляются все слабее. Признаки запущенности, демонстрируемые как внешние симптому поведения, наоборот, приобретают более зримый характер. Они формируются уже под влияние ряда факторов, проявляются разнопланово, в определенных ситуациях. Отношение к учебной деятельности равнодушно. Явно обнаруживается не самостоятельность ребенка в качестве субъекта деятельности, в силу которой он постепенно выталкивается из формальных детских общностей. Ухудшаются его отношения в семье.
Таким образом, социально – педагогическая запущенность возникает там, где не создаются условия для полноценной социализации и индивидуализации личности ребенка. Окружающая микросреда, прежде всего родители и педагоги, отрицательно влияют на формирование личности ребенка как субъекта собственной жизни, он не получает достаточной свободы для появления своей активности во взаимодействии с предметной и социальной средой.
Психологическим механизмом социально – педагогической запущенности детей является гиперобособление, которое выражается в усилении позиции «не такой, как все», психологическая не защищенность ребенка и связанные с ней защитные формы поведения, прежде всего агрессивные /31/.