Неблагоприятные факторы семьи, влияющие на возникновение педагогической запущенности.
5. Хотя у всех институтов общая задача - воспитание человека, решается она каждым из них по-разному, и роль их не только не одинакова, но и неравноценна. Школа, безусловно, является ведущей в системе воспитания и именно на нее возлагается ответственность за подрастающее поколение. Как правило, педагогически запущенный ребенок приходит в школу уже таким, значит, задача школы заключается в преодолении этой запущенности, но очень часто случается так, что школа наоборот усугубляет её, негативно влияя на ребенка. В этом "виноват" педагогический коллектив, который не квалифицированно подходит к этой проблеме, не решает проблемы и конфликты такого ребенка, а наоборот обостряет их, делая тем самым ученика отверженным и в среде взрослых. Да, именно на школу возлагается надежда, обязанность по преодолению педагогической запущенности ученика. Так как именно в учебной деятельности проявляются негативные последствия педагогической запущенности и, как правило, родители таких детей не имеют представления, как бороться с этой проблемой в силу своего стиля жизни (асоциальное поведение). То есть роль школы в педагогической запущенности двояка, с одной стороны, она может усилить ее, а с другой стороны приложить все усилия по ее преодолению.
Таким образом, изучив факторы социализации, мы выявили те из них, которые оказывают наибольшее влияние, как позитивное, так и негативное, на развитие ребенка. Негативное влияние формирует предпосылки к возникновению педагогической запущенности.
Такие факторы, как государство, этнос, тип поселения, оказывают опосредованное влияние на возникновение педагогической запущенности школьников.
Если в остальных факторах обратить внимание на негативные предпосылки изучаемой проблемы, то получим следующий перечень:
Семья:
1.Отсутствие и неучастие в воспитании ребенка одного или обоих родителей.
2.Низкий материальный уровень и условия проживания.
3.Низкий образовательный и культурный уровень родителей.
4.Неправильное отношение и ошибки в воспитании.
Сверстники:
1.Социальная отверженность подростка в учебном коллективе.
2.Неблагоприятные статусы в группе сверстников.
3.Знакомые и друзья, входящие в асоциальную группу.
Школа:
1.Ошибки в организации образовательного процесса.
2.Отношения с учителями.
Негативные проявления одних факторов, могут усугублять негативные моменты других. И наоборот, позитивное влияние одних факторов может компенсировать, уменьшить отрицательное влияние других. Так, например, школа может усилить негативное влияние педагогической запущенности, вызванной семейными обстоятельствами, а может помочь и семье, и ребенку в преодолении данной проблемы.
Таким образом, образовательное учреждение в лице специалистов психолого–педагогической службы, может успешно справляться с ранним выявлением и коррекцией педагогической запущенности школьников.
Вывод: В этой главе, мы рассмотрели факторы педагогической запущенности, выявили неблагоприятные факторы семьи, влияющие на возникновение педагогической запущенности.