Этапы коррекционной работы.
На разных этапах работы с учащимся для педагога различное значение имеют разные задачи. На первом этапе работы педагог сопоставляет самое общее представление об учащемся. Для этого они знакомятся с его личным делом, с условием его жизни и воспитания в семье, беседует с ним, наблюдает за его поведением. На втором этапе выявляются наиболее сильные стороны и достоинства учащегося, а также его недостатки и составляется программа педагогических действий, которая находит свое отражение в плане индивидуальной работы с подростком. Третий этап изучения – это определение эффективности воздействия на данного ученика.
Л.М. Зюбин выделяет другие этапы работы с педагогически запущенными детьми:
1. Установление дружеских отношений.
2. Изучение педагогически запущенных детей.
3. Выявление сути проблемы, ее причин, диагностирование, прогнозирование.
4. Проведение профилактических, коррекционных, реабилитационных мероприятий.
5. Анализ результатов, наблюдение.
Отдельно Л.М. Зюбин предлагает следующие формы коррекционной работы:
-выявление качеств, способностей, которые могут получить положительную оценку в коллективе, привлечение к общественной работе, оказание помощи в организации дружеских связей, постепенное усложнение учебных и общественных заданий, систематическое поощрение за успехи, изменение отношения к критике, медицинская помощь, разъяснительная работа с коллективом, строгий контроль за соблюдением режима, формирование правильной самооценки, осуществление мер нравственно-полового воспитания, оказание необходимой помощи в учебной деятельности, физическое воспитание, привлечение к участию в добрых делах для сверстников, младших, больных /14 и 15/.
Эти мероприятия даны не в системе, не включены в программу, но специалист может включать предложенные выше мероприятия в свою программу.
Изложенные выше программы Р.В. Овчаровой, И.В. Дубровина, И.А. Невского можно рассматривать как стратегии ведения коррекционной работы и каждую из них можно применить, корригируя любого педагогически запущенного ребенка. Индивидуальный же подход к каждому случаю запущенности будет выражаться в выборе тактики работы. В данном случае тактикой являются методы коррекции педагогической запущенности, которые специалист также может подбирать для своей коррекционной программы, учитывая особенности.