Условия эффективности педагогического воздействия.
Как к воспитанию в целом необходим комплексный подход, так же комплексно надо подходить и к определению эффективности педагогического воздействия. Основные компоненты личности учащегося, которые формируются в учебно-воспитательном процессе - это интеллектуальные, идейно-нравственные и волевые. Они взаимосвязаны через мотивацию поведения, потребности подростка, его отношения к окружающему и к себе, и находят свое самое общее проявление в направленности личности. Все это происходит в трех основных сферах жизнедеятельности человека: в общении, познании и труде. Общение при этом рассматривается в условиях парных взаимодействий учащегося, отношения в коллективе и отношений личности - его мировоззрения, жизненных установок.
Именно поэтому, можно выделить такое (первое) условие комплексного подхода к оценке эффективности педагогического воздействия на учащегося: оценка его развития и условий общения, познания и труда. При этом учитываются собственные коммуникативные качества учащегося и особенности его взаимоотношения с людьми. Второе условие - сравнительная оценка развития учащегося и условий его жизни, то есть микросреды. То есть, как влияет микросреда на развитие личности ребенка, на его нравственные установки, ценности. Третье условие - сравнительный анализ содержания и методов педагогического воздействия и последующего поведения учащегося.
Перевоспитание педагогически запущенных учащихся происходит не стихийно, не "само по себе", не автоматически. Педагогическая запущенность - явление очень сложное, обусловленное множеством различных причин и факторов. Поэтому коррекционная работа по ее преодолению требует специальной работы при совершенно обязательном комплексном подходе к решению этой задачи, когда специальные средства, приемы, мероприятия органически вплетаются в систему обучения и воспитания в целом.
Работа с педагогически запущенными учащимися предполагает качественную перестройку всей системы отношений в школе в педагогическом процессе. Единичные мероприятия психолога и социального педагога с трудными учащимися особого эффекта не имеют, а лишь играют вспомогательную роль. И, конечно же, в первую очередь необходима работа с семьей по повышению педагогического и культурного уровня родителей, так как именно они являются главной причиной возникновения педагогической запущенности.
Таким образом, проанализировав существующие подходы к коррекции педагогической запущенности школьников, мы пришли к выводу, единого подхода к коррекции не существует. Каждый автор хорошо разработал какую-то отдельную сторону этого вопроса.
Так, сами принципы работы с педагогически запущенными школьниками хорошо разработаны Л. Зюбиным. В.П. Кащенко рассмотрел методы для работы с педагогически запущенными детьми. Схема составления диагностики обследования школьников – Л.А. Грищенко, Б.И. Алмазовым, В.Г.Баженовым. Направления коррекционной программы для ребенка и его окружения разработаны Р.В. Овчаровой, а специалисты, которых можно привлекать к коррекционной работе, определены в программе И.А. Невского. Л.М. Зюбин предложил этапы работы и коррекционные мероприятия.
Мы считаем, что все эти наработки необходимо учитывать при составлении коррекционной программы.
Вывод: в данной главе мы рассмотрели…. И пришли к выводу, что специально организованная работа с педагогически запущенными учащимися предполагает качественную перестройку всей системы отношений в педагогическом процессе. Единичные мероприятия педагогов с трудными учащимися особого эффекта не имеют, а лишь играют вспомогательную роль. И, конечно же, в первую очередь необходима работа с семьей по повышению педагогического и культурного уровня родителей, так как именно они чаще всего являются главной причиной возникновения педагогической запущенности.
Анализ научно-методической литературы, изучение теоретических аспектов и опыта практической деятельности социальных педагогов и психологов с педагогически запущенными детьми позволяет сделать вывод о том, что систематичная и специально организованная работа помогает таким детям усваивать нравственные нормы, приучает их к соблюдению норм общественного поведения, а значит, способствует их социализации. Учитывая, что литературы, связанной с освещением опыта работы педагогов-организаторов с педагогически запущенными детьми нет, а по своим функциональным обязанностям (см.п. 4.1.) эта работа близка к работе социального педагога и психолога, мы позволим себе сделать вывод о том, что системная, специально организованная работа педагога-организатора с педагогически запущенными детьми способствует их социализации. Т.о., считаем теоретически нашу гипотезу доказанной.