Проблема активизации познавательной деятельности в дидактике общеобразовательной школы.
В русле обучения истории стоит задача формирования исторического мышления. Начальным этапом для формирования такого мышления, как считают дидакты и педагоги-практики, может стать постановка проблемного вопроса и создание проблемной ситуации, которая возникает при противоречии между необходимостью выполнить задание и невозможностью сделать это с помощью тех знаний и умений, которые уже имеются в наличии. Осознание этого противоречия учеником может служить мотивом познавательной деятельности и вызывает у него необходимость в открытии (при условии творческого познания) либо получении (при репродуктивном и частично-поисковом) новых знаний о предмете, средствах либо условиях выполнения действий по ответу на проблемный вопрос [83, c. 19-26; 121, c. 15-16].
Варианты формирования творческого мышления учащихся описываются в работе Г.Г. Воробьёва [41, c. 23-25]. В исследовании П.И. Пидкасистого даётся формулировка творческого мышления, как и формы познавательной деятельности, которая является отражением реальности [166, c. 66]. Вопросу о развитии исторического мышления учеников посвящены работы В.П. Беспечанского и И.Я. Лернера [22, c. 7-24; 126]. Там, например, В.П. Беспечанский анализирует два взгляда на суть исторического мышления. Автор первого из них Л.С. Рубинштейн не проводит разницы между, например, математическим и историческим мышлением с точки зрения психологии, а автор второго взгляда Л.С. Выготский рассматривает историческое мышление как специфическое, которое зависит от специфики исторической науки [44, c. 447]. И.Я. Лернер характеризует историческое мышление как мыслительную деятельность, направленную на осознание прошлого, настоящего и прогнозирующего будущего [125, c. 48], а обучение историческому мышлению, с его точки зрения , отличается от обучения общелогическим операциям и невозможно без учета специфики, исторического содержания и методов исторического познания [126, c. 8-22, 105-106].
Таким образом, с моей точки зрения, уже на мотивационном этапе возникает возможность, учитывая жизненный опыт учащихся, через создание проблемной ситуации путем постановки учителем познавательной задачи, способы решения которой лежат в зоне ближайшего развития ученика, организовать активизацию познавательной деятельности. При этом учитель выделяет существенные связи, которые подлежат усвоению, показывает учащимся, как решить проблему или ответить на вопрос, т.е. дает план и модель деятельности. В дальнейшем предусматривается самостоятельная деятельность самих учащихся [26, c.91-96].
Следовательно, активизация познавательной деятельности предусматривает вооружение учащихся необходимыми инструментами поиска знаний, что позволяет достигнуть самого высшего творческого уровня деятельности, основой которого выступает творческое мышление учащихся.