Понятие контроля в учебном процессе, его цели и функции
Еще сложнее, чем при решении первых двух вопросов, обстоит дело с ответом на третий вопрос: чем измерять и с помощью каких методов? Ответ на него связан с конструированием и использованием средств измерения, методика разработки и применения которых получила пока довольно ограниченное рассмотрение в отечественной научно-методической литературе. Действительно, можно привести лишь единичные работы, в которых выдвигается на обсуждение весь комплекс задач, связанных с решением этих важных вопросов. Приходится констатировать тот факт, что ни педагогическая наука, ни практика не обладают пока в полной мере методами создания средств измерения и самими средствами [9].
В какой-то мере это естественно, так как здесь необходим определенный опыт, который на сегодняшний день в силу разных причин в нашей стране практически отсутствует. К тому же разработка объективных методов измерения представляет немалые трудности, связанные с созданием стандартных процедур, введением метрики для количественного выражения характеристик подготовки обучаемых.
Необходимо также решить ряд проблем методического характера – соотнести возможности различных средств измерения с видами контроля, которые выбирает преподаватель сообразно практическим задачам при оценке знаний учащихся.
Из всего выше сказанного следует сказать о том, что основная цель контроля – оказывать формирующее влияние на текущий процесс обучения за счет установления обратной связи от учащегося к педагогу, а также объективная оценка достижений учащихся.