Анализ понятия «самостоятельность».
Предпосылки развития самостоятельности отнюдь не гарантируют успешное формирование у подрастающего человека этого качества. Доказано, что без знаний и умений нет самостоятельности в обучении. Вот почему важна полноценная учебная деятельность, в которой формируется система знаний и комплекс разнообразных умений. Выделим лишь те основные группы умений, которыми учащиеся должны систематически овладевать в течение всего периода обучения:
1.Общеучебные умения (находить ответ на вопрос, составлять план прочитанного, тезисы, конспект, таблицы, планировать свою деятельность, контролировать выполняемые действия).
2.Общелогические умения (выделять главное, проводить сравнение, доказывать, делать выводы, формулировать вопросы).
3.Предметные (специальные) умения, отражающие специфику отдельных учебных дисциплин (выполнять упражнения, писать сочинения, решать задачи и др.).
4.Коммуникативные умения (вести диалог с учителем, с товарищами, принимать участие в совместной деятельности, устанавливать контакты и др.).
Сотрудничество ученика с педагогами и товарищами – необходимое условие овладения умениями – важнейшим компонентом самостоятельности. Наличие знаний и умений определяет готовность учащихся к самостоятельному действию, как, впрочем, и эмоциональное состояние при выполнении заданий. Однако возникает вопрос: всегда ли ученик, хорошо владеющий знаниями и умениями, стремится проявить самостоятельность в своих действиях. Однозначного ответа на него нет. Выполняя самостоятельную или контрольную работу, хорошо подготовленный ученик стремится реализовать свои возможности. Однако в другой ситуации, например при подготовке тематического вечера, это качество у ученика может и не проявляться. Все это происходит потому, что нет мотива, внутренней потребности действовать самостоятельно.
Таким образом, самостоятельность характеризуется и определенной мотивационной установкой, которая приводит в движение знание и умение, побуждает ученика действовать без посторонней помощи, напоминания.
Самостоятельность требует эмоционального и умственного напряжения, вызывает массу неожиданных вопросов и ошибок, сомнения и переживания. Л.С. Выготский в свое время писал, что способность самостоятельно решать те или иные учебные задачи является показателем усвоенных знаний и умений.
З. Ф. Пономарева в своей работе «Воспитание самостоятельности подростка в общественной деятельности» утверждает, что развивать самостоятельность необходимо через формирование у школьников способов действия.