Реализация практических методов обучения в школьном курсе географии.
Разнообразие практических и самостоятельных работ при изучении географии определяется прежде всего особенностями содержания данного курса, используемыми при его изучении источниками знаний, а также уровнем предшествующей подготовки учащихся, их возрастными возможностями.
Курс географии играет значительную роль в воспитании и образовании школьников, в формировании у них общих и специальных умений и навыков. При его изучении расширяются и значительно углубляются знания: геологические, геоморфологические, гидрологические, климатологические, а также знания о растительном и животном мире, о почвах, природных зонах, природных комплексах. Знания о физико-географических закономерностях при изучении данного курса конкретизируются и углубляются на основе изучения природных особенностей. Углубляются и расширяются знания о взаимоотношении человека и природы, хозяйственная оценка природных условий и ресурсов, изучение экологических проблем.
Кроме того, в ходе изучения географии учащиеся совершенствуют систему умений и навыков, как общих (работа с текстом), так и специфических для предмета, но имеющих большое образовательное значение (умение работать с картой).
В ходе выполнения практических работ школьники учатся пользоваться различными источниками информации: картографическими (топографической и географической картами, глобусом), статистическими (диаграммами, таблицами и т.д.), текстовыми (текстом учебника, дополнительной литературой, материалами периодической печати и т. д.) и др.
Чтобы формировать прочные умения у всех школьников, добиваться сознательного усвоения знаний, необходимо обучать школьников приемам учебной работы, т. е. системе действий, выполняемых в определенной последовательности. Только таким путем можно подвести учащихся разных способностей к овладению умениями и навыками.
Общие закономерности формирования приемов учебной работы определены в исследованиях Е. Н. Кабановой-Меллер. Она считает, что формирование приемов осуществляется поэтапно и происходит с учетом «внешних» и «внутренних» условий. К «внешним» относятся особенности содержания курса, методы обучения, источники знаний, характер заданий; к «внутренним» — предшествующая подготовка учащихся, их возрастные возможности и индивидуальные различия.
Этапы формирования приёмов учебной работы на уроках географии таковы:
I этап – введение приёма; II этап – усвоение приёма, с обязательным осознанием его учащимися; III этап – самостоятельное применение приёма, т. е. перенос приёма в условия новых учебных задач.
На первом этапе учащимся разъясняют, какое значение имеет тот или иной прием учебной работы, чтобы вызвать у них познавательный интерес, сделать работу более целенаправленной. Состав приема дается в словесном выражении в форме плана-инструкции, правила и т. п. Введение приема может осуществляться разными путями: учитель дает учащимся прием в готовом виде; учащиеся знакомятся с составом приема в ходе выполнения какого-либо задания; учащиеся подводятся к самостоятельному нахождению состава приема. Это зависит от степени подготовленности учащихся, от особенностей содержания учебного материала и т. п.
Второй этап – усвоение, осознание приема – осуществляется в ходе выполнения системы заданий. Причем необходимы такие задания, которые обеспечивали бы закрепление системы действий, входящих в прием, вооружали учащихся знанием способа действия. К заданиям такого типа можно отнести следующие: «Что надо сделать, чтобы составить характеристику климата по картам?», «Какие действия и в какой последовательности надо выполнить, чтобы дать характеристику географического положения территории?», «По какому плану следует составить характеристику рельефа?» и т. д. Чтобы учащиеся смогли в дальнейшем использовать приемы учебной работы самостоятельно, необходимо предусмотреть некоторые варианты в условиях задачи. Это должно способствовать обучению переноса приема в условия новых учебных задач.
Самостоятельное применение приема учебной работы в условиях новых учебных задач является третьим, заключительным этапом. Для проверки уровня владения приемом следует также разработать систему специальных заданий, требующих выполнения действий «по образцу» или творческого использования приема, его перестройки.
Обучение приемам учебной работы не только вооружает школьников прочными умениями и навыками, но и гарантирует определенный уровень самостоятельности при решении учебных задач. Это одно из необходимых методических условий успешности проведения практических работ.