Заключение
Проблема развития самостоятельности является достаточно актуальной в настоящее время. Мы предложили один из путей ее решения, понимая необходимость других направлений. Тем не менее, цель дипломной работы была достигнута. В результате изучения психолого-педагогической, методической, учебной литературы, наблюдения и анализа за ходом практических занятий по географии и деятельностью учащихся на них было сделано следующее:
1.Разработана модель развития самостоятельности учащихся на практических занятиях по географии и предложена на ее основе методика их проведения.
2.Разработаны практические работы «Плотность населения, расселение и урбанизация», включающая порядка 10 заданий.
3.Подготовлено методическое описание к практическим работам, в которое вошли:
а) теоретический материал;
б) задания, выполнение которых способствует более глубокому пониманию темы;
в) описание заданий;
г) список вопросов, предназначенных для самоконтроля учащихся;
д) список дополнительной литературы.
4.Были выделены условия, при которых процесс развития самостоятельности учащихся протекает наиболее эффективно и дает оптимальный результат:
Наличие организующего внешнего стимула в задании, который намечает цель предстоящей деятельности, ставит новые вопросы, подлежащие исследованию, определяет приемы самоконтроля.
Использование накопленных ЗУН учащихся, обеспечивающих возможность осуществления действий, адекватных содержанию задания и способствующих его успешному осуществлению.
Мотивированность задания (для чего, чему способствует).
Знание школьником алгоритма, метода выполнения работы.
Методические указания, инструктаж, консультации.
Знание учащимися критериев оценки, видов и форм контроля и ориентация на самостоятельные поиски решения поставленных задач.
Реализация индивидуально-дифференцированного подхода.
Педагогический эксперимент подтвердил результативность разработанной модели развития самостоятельности учащихся и справедливость обозначенной во введении гипотезы.