Методика 1."Мое учение"
Цель: выявить некоторые особенности процесса самостоятельной деятельности учащихся.
Методика представляет собой проективный тест, заданный в форме неоконченных предложений. Учащимся предлагается выполнить следующее задание.
Внимательно читая тест, укажите (допишите), что отражает особенности вашей учебной деятельности.
1
.При выполнении самостоятельной работы я
1)сразу же приступаю к делу, работаю всегда быстро, даже если допускаю при этом ошибки;
2)сначала стараюсь понять задание, тщательно анализирую его, но потом действую без колебаний, уверенно;
3)очень долго обычно думаю над заданием, не решаюсь сразу приступить к выполнению его, чувствую себя неуверенно.
2.
При выполнении самостоятельной работы всегда очень волнуюсь, чувствую себя тревожно, потому что .
3
.Чувствую себя всегда спокойно, потому что .
4
.Трудности у меня:
1)бывают всегда; 2)иногда; 3)не встречаются.
5
.Чаще всего я
1)не понимаю цель работы; 3)не знаю, как его надо выполнять;
2)не понимаю задание; 4)не умею контролировать ход своей работы;
5)не знаю, как проверить результаты работы;
6)не умею правильно распределять время.
На основе анализа результатов можно выделить: во-первых, учащихся, которые, приступая к решению задачи, действуют обычно импульсивно, торопятся, не всегда замечают ошибки, следовательно, требуют внимания преподавателя именно на начальном этапе работы. Во-вторых, выявляются те, кто действует взвешенно, спокойно и уверенно, а также "тугодумы" - учащиеся, у которых затягивается ориентировочный этап, заметны нерешительность и робость.
В связи с этим анализируются и сопоставляются данные, характеризующие эмоциональное состояние учащихся при выполнении задания, типичные затруднения. Полученные результаты используются для выработки оптимальной стратегии руководства учением, осуществления дифференцированного подхода к учащимся в процессе выполнения заданий, оказания им необходимой помощи.